Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

И.С. Аксаков - неизвестный общественный деятель и литератор в системе современного образования

Статья опубликована в сборнике: Международная научно-практическая заочная конференция: «Образование. Наука. Производство», том 3, Общество и образование. Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012 – 130 с.

IS AKSAKOV - UNKNOWN SOCIAL ACTIVIST AND WRITER IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

Сильченкова Т.Н., доцент, кпн, Филиппова А.А. доцент, кфилн, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме

Silchenkova TN, Associate Professor, CIT, Filippov AA Associate Professor, kfiln, branch FGBOU VPO "MGIU" in Vyazma

Аннотация

Данная статья посвящена жизни и творчеству И.С. Аксакова и его вкладе в отечественную публицистику.

Abstract

This article is dedicated to the life and work of IS Aksakov and its contribution to the national journalism.

Ключевые слова: журналистская практика, литературное наследие И.С.Аксакова.

Keywords: journalistic practice, the literary legacy Aksakov.

Современники называли И.С. Аксакова «почти единственным душеприказчиком» славянофилов, и он действительно являлся неизменным проводником их идей с 1861 года. И. С. Аксаков не только продолжал развивать идею славянофильства в новых условиях, но и пытался изменить характер славянофильской деятельности – от идеологии он перешел к действию и призывал к этому своих единомышленников.

На этом пути, в процессе журналистской практики и общественной деятельности, неизбежны были крайности и ошибки, обусловленные многими причинами. Однако И.С. Аксаков ни разу не поступился своими убеждениями, самостоятельно отыскивая и отстаивая свои решения и взгляды. Аксаковскую прямоту и откровенность знали и ценили современники, принадлежавшие к самым разным направлениям общественной мысли.

До 1917 года биография и литературное наследие И.С. Аксакова изучались со школьной скамьи и были включены во все программы гуманитарных институтов и университетов. В конце Х1Х века были опубликованы «Сочинения» И.С. Аксакова в восьми томах и его переписка.

После революции, вплоть до 80 – 90 – х гг. ХХ века, имя И.С. Аксакова напротив было основательно забыто российской общественностью. Так в вузовских и школьных программах оно лишь кратко упоминалось в связи с деятельностью славянофилов (и то не всегда) или называлось при изучении биографии его отца С.Т. Аксакова, автора таких известных произведений как «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука».

Произведения И.С. Аксакова публиковались крайне редко, малыми тиражами и сразу же становились библиографической редкостью. Некоторой части русской интеллигенции его имя было знакомо по посещениям музея в Абрамцеве.

Таким образом, можно констатировать, что в это время изучение творческого наследия И.С. Аксакова, его общественной деятельности было уделом узкого круга философов, литературоведов и историков.

Ситуация изменилась с появлением книги В.А. Кошелева «Век семьи Аксаковых», впервые опубликованной частями в № 1 - 4 журнала «Север» за 1996 год и заново открывшей для читающей публики имя И.С. Аксакова. Через два года в 1998 году появилась работа Е.И. Анненкова «Аксаковы. Предания русского семейства», где также подробно освещается деятельность Ивана Сергеевича. В эти же годы была частично переиздана его переписка.

В 2002 году в селе Надеждине Белебеевского района (сейчас республика Башкортостан) был открыт Музей семьи Аксаковых, в его экспозицию вошли и личные вещи И.С. Аксакова.

Он родился в усадьбе Надеждино 26 сентября (8 октября) 1823 года, получил хорошее домашнее образование и в 1838 году поступил в училище правоведения в Петербурге. Современник вспоминал, что И.С. Аксаков всегда был «больше литератор и философ, хотя между тем и юридические его занятия идут успешно». Иван Сергеевич начал писать еще в училище и вспоминал о том, что ему всегда хотелось, «несмотря на все отрицания рассудка, писать и быть литератором».

О своих разносторонней деятельности, интересах и увлечениях сам Иван Сергеевич писал следующее: «Я в жизнь свою был и судьей, и администратором, и поэтом, и публицистом, и статистиком, и воином, и казначеем, и уж не знаю чем».

Где бы он ни находился и чем бы ни занимался – изучал ли в абрамцевском уединении древние русские юридические акты и учреждения, общался ли с блестящими литераторами своего времени, собирался ли отправиться участником экспедиции Русского географического общества в кругосветное плавание, издавал ли очередной сборник или принимал участие в Крымской войне - он везде был известен своей исключительной честностью и необыкновенной работоспособностью.

Его журналистская деятельность стала известной с момента выхода в свет первого номера «Московского сборника», редактором которого он являлся. Здесь он поместил свою первую критическую статью «Несколько слов о Гоголе», которая, наряду с «Письмом из Петербурга» И.С. Тургенева, стала самым значительным откликом на смерть автора «Мертвых душ» в русской печати. К сожалению, уже второе издание «Московского сборника» было запрещено, обрекая славянофилов на долгое молчание. Это высочайше утвержденное запрещение повлияло на всю последующую журналистскую деятельность И.С. Аксакова, которого справедливо в настоящее время называют «самым многострадальным журналистом».

С августа 1858 по 1859 гг. И.С. Аксаков негласно управлял редакцией журнала «Русская беседа» и одновременно взялся издавать еженедельную газету «Парус». Она также была запрещена на втором номере. Причиной этому послужили две передовые статьи редактора: в первой он выступил за свободу слова, а во второй писал о правительственных реформах, называя их «слоем нового хлама». За издание газеты «Парус» И.С. Аксакова чуть было не сослали в Вятку.

В это же время он хотел подключиться к изданию популярной газеты «Молва», где активно сотрудничал его брат Константин. И.С. Аксаков намеревался преобразовать газету: «…низвести наше направление из заоблачной сферы в жизнь, из отвлеченной сферы в действительность, из области исторической в современность». В январе 1858 года издание «Молвы» прекратилось «по особым непредвиденным обстоятельствам».

В 60 – е годы И.С. Аксаков переживает целую череду кончин и похорон: умирает отец С.Т. Аксаков, брат Константин, сестры Ольга, Вера, Любовь и Надежда. Уходят из жизни многие близкие друзья – славянофилы: братья Киреевские, А.С. Хомяков, Юрий Самарин. Позже, когда в 1876 году обострилась борьба славянских народов против турецкого владычества, И.С. Аксаков сокрушался о том, что не все славянофилы являются свидетелями этих благотворных перемен в мире: «…как безжалостна история к личностям. Отчего было не дожить до настоящих дней брату, Хомякову, Самарину».

И.С. Аксаков, который поначалу не вполне разделял многие славянофильские идеи, становится почти единственным проводником этих идей. Он решает вновь заняться журналистикой. Через посредство братьев Ковалевских 15 октября 1861 года под его редакцией выходит в свет первый номер славянофильской газеты «День». В ней последовательно проводилась идея о необходимости отмены существующего в России сословного деления, против которого выступали почти все дворянские публицисты, как западники, так и славянофилы.

Как человек независимый, страстный и энергичный Иван Аксаков становится все более неудобным для правительства. Весной 1862 года издание газеты «День» было приостановлено, через семь месяцев возобновлено и окончательно закрыто в 1866 г.

Тогда И.С. Аксаков стал редактором купеческой газеты «Москва», которая за два неполных года своего существования получила девять предостережений, три раза приостанавливалась, а затем была закрыта по особому распоряжению Сената.

Все эти действия правительства и цензуры были вызваны статьями главного редактора газеты: из 31 «предосудительной» статьи 26 принадлежали его перу.

Уклад жизни И.С. Аксакова стал несколько размереннее и определеннее после его женитьбы на дочери поэта Ф.И. Тютчева Анне Федоровне 12 января 1866 года. Вскоре после смерти своего тестя Иван Сергеевич написал книгу об этом замечательном русском поэте, где «представил «загадку Тютчева» во всем ее объеме – и почитал эту книгу самым значительным своим литературным произведением».

22 июня 1878 года, после очередного провала русской дипломатии на Берлинском конгрессе, где не в пользу России были изменены условия Сан – Стефанского договора, И.С. Аксаков выступил со своей знаменитой речью, сразу же прогремевшей на всю Европу. Несмотря на многие преувеличения, самый живой отклик речь получила в России, болгарская молодежь выдвинула Ивана Аксакова на Болгарский престол, а в Софии появилась улица его имени. Впечатления от этой речи породили миф о том, что именно благодаря И.С. Аксакову и Славянскому комитету, Болгария, Сербия и Черногория получили долгожданную свободу.

Через четыре дня после выступления И.С. Аксакова был закрыт Славянский комитет, где активно сотрудничал И.С. Аксаков, а его, несмотря на годы и звания, отправили в ссылку – село Варварино Владимирской губернии, где он пробыл до декабря этого же года. Здесь, после 20 – летнего перерыва, он вновь начал писать стихи.

В последние годы своей жизни И.С. Аксаков продолжал активно заниматься литературной и критической деятельностью, выпустил два тома произведений своего брата К.С. Аксакова, начал, но, к сожалению, не окончил «Очерк семьи Аксаковых». В год столетнего юбилея А.С. Пушкина И.С. Аксаков принял самое живое участие в подготовке и проведении этих торжеств.

С конца 1880 года он добился издания своей газеты: это была газета «Русь», являвшаяся практически собственным органом И.С. Аксакова. Это издание дало возможность И.С. Аксакову возвратиться к активной литературно – общественной деятельности.

Одними из самых интересных и значительных публикаций в газете «Русь» были статьи В. Соловьева и ответы на них И.Аксакова. Эти публикации отразили полемику авторов по поводу церковных вопросов: о духе и букве современной церкви, о дальнейших путях православия.

И.С. Аксакова не стало в 63 года 27 января 1886 года. Жизнь выдающегося русского писателя, поэта и публициста оборвалась от разрыва сердца, врачи за несколько часов до смерти уверяли, что у него долгая жизнь впереди.

Его единственного из русских писателей похоронили в Троице – Сергиевой лавре, а в последний путь провожали не менее ста тысяч человек. Почти каждая из российских губерний сочла своим долгом заказать венок на его могилу (их было 67). Из венков была «сложена на могиле пирамида в виде памятника», а отклики и некрологи на смерть Ивана Аксакова составили объемный том.

Литература

1. В. Кошелев. Век семьи Аксаковых. // Журнал «Север» №1-4. – Петрозаводск, 1996.

2. Е.И. Анненков. Аксаковы. Предания русского семейства. – М., 1998.

3. П.Н. Полевой. История русской словесности с древнейших времен до наших дней. В 3-х томах. Т. 3. – СПб., 1900.

4. Письма Аксаковых о смерти Хомякова. // Хомяковский сборник. Т. 1. – Томск, 1998.

5. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Т. 3. Ч. 1. – М., 1892.

6. К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Т. 1. – М., 1923.

7. К.С. Аксаков. И.С. Аксаков. Литературная критика. – М., 1981.

8. История русской литературы в 3-х томах. Т.3. – М. - Л., 1964.

9. Русский библиографический словарь под ред. А.А. Половцева. Т. 1. – Спб., 1896. Репринт. 1992.

10. Русские писатели Х1 – нач. ХХ века. Библиографический словарь под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1995.

11. Русские писатели. Библиографический словарь под ред. П.А. Николаева. Т. 1. – М., 1990.

12. Абрамцево. Путеводитель. – М., 1991.

13. Т. Петрова. В аксаковском «Надежино». // Журнал «Мир музея», № 6, 2005.

Literature

1. Vladimir Koshelev. Century family Aksakov. / / Journal "North» № 1-4. - Petrozavodsk, 1996.

2. EI Annenkov. Aksakov. Russian family tradition. - M., 1998.

3. PN Field. History of Russian literature from ancient times to the present day. In three volumes. T. 3. - St., 1900.

4. Letters Aksakov's death Khomiakov. / / Khomyakov collection. T. 1. - Tomsk, 1998.

5. Ivan S. Aksakov in his letters. T. 3. Part 1. - M., 1892.

6. KP Pobedonostsev and his correspondents. T. 1. - M., 1923.

7. KS Aksakov. IS Aksakov. Literary criticism. - M., 1981.

8. History of Russian literature in three volumes. V.3. - M. - L., 1964.

9. Russian bibliographical dictionary, ed. AA Polovtseva. T. 1. - Spb., 1896. Reprint. 1992.

10. Russian writers X1 - early. The twentieth century. Bibliographical Dictionary, ed. NN Skatov. - M., 1995.

11. Russian writers. Bibliographical Dictionary, ed. PA Nikolaev. T. 1. - M., 1990.

12. Abramtsevo. Guide. - Moscow, 1991.

13. Petrova. In Aksakov "Nadezhina." / / Journal "World Museum», № 6, 2005.



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА