Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Содержание и структура психологического исследования

Содержание и структура психологического исследования

Изучение психологических явлений и процессов обычно требует больших затрат времени, тщательной подготовки и проводится в не­сколько этапов, среди которых выделяют следующие.

1. Изучение состояния проблемы, разработка программы иссле­дования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психо­логом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.

Во-вторых, составляется программа исследования, которая обыч­но включает:

   формулировку проблемы;

   определение объекта и предмета изучения;

   определение цели и задач;

   объяснение и анализ основных задач;

   предварительный системный анализ объекта исследования;

   выдвижение рабочих гипотез;

   составление принципиального (стратегического) плана изучения;

   составление наброска основных процедур сбора и анализа пер­вичных данных.

2.  Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследова­тель с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобра­зие. Сбор данных при этом должен отличаться тщательностью, систе­матичностью, последовательностью и планомерностью. Он может осуществляться в несколько этапов, но каждый из них должен быть пра­вильно подготовлен. И все они должны быть взаимосвязаны друг с дру­гом, отвечая общей цели исследования.

3. Качественная и количественная обработка данных. Качествен­ная обработка предполагает предварительное определение показате­лей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследу­емых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практиче­ских рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в буду­щем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработ­ки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, де­лает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осущест­влена выработка практических рекомендаций для других исследова­телей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схо­жего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.

 



Жестикуляция Символические жесты Национальный характер жестов Указательные жесты Методы исследования в психологии Направления зарубежной психологии Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии Методология отечественной психологической науки Основные функции психики Основные этапы исторического развития психики и сознания 

НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА