Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Какие факторы определяют формирование личности человека?

Какие факторы определяют формирование личности человека?
 

           Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями. От того, насколько она их знает и учитывает их различные особенности и факторы, их определяющие (внешние и внутренние), зависит эффективность педагогического воздействия.
             Внешне  и внутренне обусловленные характеристики личности представлены в таблице 1.
           Внешне обусловленные характеристики личности. Человек, становясь личностью и будучи объектом педагогики, формируется под влиянием окружающей среды и общества, в результате целостности и стадиальности ее развития.
          Окружающая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
         Общество в совокупности всех его проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья и т. д. также являются важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
         Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.
        Стадиальность развития личности означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каждом из которых действуют свои законы.
         Внутренне обусловленные характеристики личности. Человек формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, определяющихся особенностями организма человека (особенностями анатомо-физиологической структуры, физиологии ВИД, спецификой процессов интеграции и компенсации в развитии личности).
        Анатомо-физиологические особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе обучения и воспитания.
       Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках:
       •   в своеобразии работы всей нервной системы;
       •   в соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;
       •   в проявлении динамических свойств поведения человека, его эмоций и чувств и т. д.
       Интеграция в развитии личности означает, что все внутренние возможности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на достижение его качественного формирования.
      Компенсация в развитии личности означает, что, несмотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен достигать хоть и позднее, но полного своего индивидуального совершенствования.
Таблица 1 - Внешне  и внутренне обусловленные характеристики личности
Внешне  обусловленные характеристики личности Внутренне обусловленные характеристики личности
Окружающая среда Анатомо-физиологические особенности личности
Общество Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности
Целостность личности Интеграция
Стадиальность личности Компенсация


Что составляет предмет и задачи педагогики? Какова структура педагогической науки? Отрасли педагогической науки В чем состоит взаимосвязь педагогики с другими науками? Основные исторические этапы развития педагогической науки Каковы особенности развития ребенка как субъекта педагогики? Какова периодизация развития детей различных возрастных групп? Каковы особенности образования в РФ? В чем состоит сущность процесса самообразования? Каковы задачи и методы самообразования? 

НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА