Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Сущность и особенности функциональных систем психики

Сущность и особенности функциональных систем психики

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассмат­риваться как целостный, определенным образом организованный про­цесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное ее преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П. К. Анохиным.

Функциональная система — это такое сочетание (согласованная деятель­ность) нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет ему как эффективно выполнять определенные задуманные действия, так и исправлять их результаты (если они неверны), тем самым адаптируясь в окружающей среде.

Достижение приспособительного результата осуществляется с по­мощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

• афферентный синтез всей поступающей в нервную систему ин­формации;

   принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцеп­тора результатов действия;

   собственно действие;

   сличение на основе обратной связи афферентной модели акцеп­тора результатов действия и параметров выполненного действия;

   коррекция поведения в случае рассогласования реальных и иде­альных (смоделированных нервной системой) параметров дей­ствия.

Состав функциональной системы не определяется пространствен­ной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В нее могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных в анатомическом отношении систем и даже детали отдель­ных целых органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать своей ак­тивностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систе­му. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, яв­ляется биологическая и физиологическая архитектура самой функ­циональной системы, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат. Функциональная система характеризуется:

степенью пластичности, т. е. способностью менять составляю­щие их компоненты. Например, функциональная система, обес­печивающая дыхание, состоит преимущественно из врожденных структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыха­ния, как правило, участвуют одни и те же центральные и перифе­рические компоненты. В то же время функциональная система, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то мож­но дойти, добежать, допрыгать, доползти);

   индивидуальными и меняющимися требованиями к афферента-ции. Именно количество и качество афферентных импульсов ха­рактеризует степень сложности, произвольности или автомати­зированное™ функциональной системы;

   способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте функциональной системы происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы функциональной системы составля­ет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии — собрать необходимую информацию о различ­ных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой инфор­мации оказывает влияние как цель поведения, как и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотива-ционного возбуждения, обстановочной афферентации (т. е. информа­ции о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опы­та. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать» и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и вопло­щается в соответствующее действие.

Необходимой частью функциональной системы является акцептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожи­даемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сиг­налы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы вы­полнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без та­кой точной информации о результатах каждого из действий. Этот ме­ханизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм1 немедлен­но бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.

 



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА