Характеристика проверки знаний, навыков и умений
Проверка знаний, навыков и умений является составной частью процесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования. Основной ее дидактической функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения и обусловленными ими более конкретными следующими требованиями к проверке: • систематичности, предполагающей ее постоянное к непрерывное осуществление; • всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и за всеми знаниями, навыками и умениями; • объективности, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями; • индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего их коллектива; • познавательности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений; • дифференцированности, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения; • выявления новизны, требующей совершенствования форм и методов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффективности самой проверки. Проверка может быть: • текущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего процесса обучения; • контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированности знаний, навыков и умений;
• итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения; • инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования. В качестве методов проверки обычно используются: • устный опрос, представляющий собой устную беседу преподавателя с обучающимися; • текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения; • письменная проверка, осуществляемая в форме письменного опроса; • практическая проверка, когда знания, навыки и умение оцениваются в ходе практической деятельности.
|