Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Методология отечественной психологической науки

Методология отечественной психологической науки

В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистическии подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Его основные положения сводятся к следующему:

   окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи);

   материя первична, а сознание вторично;

• материя находится в непрерывном движении, развитии и подчи­няется законам: единства и борьбы противоположностей; пере­хода количественных изменений в качественные; отрицания от­рицания;

• движение и взаимодействие материи определяет собой качест­венные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики;

   психика есть свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;

  сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;

   сознание — высший этап развития психики;

   психика, сознание социально обусловлены;

   окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.

Специальной методологией психологии выступают ее методологи­ческие принципы:

   принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психиче­ских явлений, означает, что они опосредуются естественными и со­циальными условиями и изменяются с изменением этих условий;

   принцип единства сознания и деятельности означает, что созна­ние и деятельность не противоположны друг другу, но и не тожде­ственны, а образуют неразрывное единство (сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности; деятельность высту­пает как форма активности сознания, а само сознание обеспечи­вает активный характер деятельности);

   принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как про­дукт развития и в процессе этого развития;

   принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей че­ловека.

Также в качестве специальной методологии для психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщениенезависимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явле­ний.

Применение конкретных методов и методик психологической на­уки регулируется следующими правилами:

   сущность проявления психических явлений и процессов опреде­ляется их конкретными особенностями и свойствами;

   существуют специальные методики, способы и приемы исследо­вания конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;

   результаты применения методик психологического исследова­ния поддаются конкретной статистической обработке и обобще­нию;

   все научные психологические исследования должны проводить­ся в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

Кроме того, естественно-научной основой психологии является фи­зиология высшей нервной деятельности — учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной систе­мы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работой организма, поведением человека.

 

 



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА