Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Общение

ОБЩЕНИЕ

Язык и речь

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь это язык в действии. В данном случае язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения).

Значение слова представляет отношение слова, как знака к обозначенному в реальной действительности объекту. При этом не важно как этот объект представляет тот или иной человек, независимо от различных представлений объект называется определенным словом и это слово является знаком, который представляет этот объект в сознании человека.

В отличие от значения слова, личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет в системе ценностей человека. Личностный смысл – это та значимость предмета именно для данного человека, которая определяет его отношение к данному предмету.

Выделяют следующие основные функции языка:

средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

средство общения;

орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об

изученных свойствах предметов и явлений.

Выполняя вторую функцию, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника –прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем собеседнику сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться в дальнейшем или немедленно).

Третья функция связана с тем, что человек, выполняя любую деятельность сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования и решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции:

сигнификативную (обозначения);

обобщения;

коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем., что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Функция коммуникации (передачи информации). Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакт с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную (передача знаний), выразительную (помогает предать чувства, отношение говорящего к предмету обсуждения), волеизъявительную (подчинение слушателя замыслу говорящего).

Виды речевой деятельности

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая: собеседник ставит уточняющие вопросы, подает реплики, может помочь закончить мысль или переориентировать ее на другую тему.

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет выраженную тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Письменная речь – разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная, монологическая речь, так как письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности. Выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность. Во внутренней речи исключаются недоразумения при восприятии ситуации, так как воспринимает ситуацию и объясняет ее себе один и тот же человек. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и с грамматическими правилами.

Информативность речи зависит от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит от ее смыслового содержания, от ее языковых особенностей, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом интересов слушателей – с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

 

 



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА