Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Обучение иностранным языкам как способ повышения развития культуры подрастающего поколения

Статья опубликована в сборнике: Международная научно-практическая заочная конференция: «Образование. Наука. Производство», том 3, Общество и образование. Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012 – 130 с.

 

TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES AS A WAY TO IMPROVE THE DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION

 

Сильченкова Т.Н., доцент, кпн, Микишина И.М., ассистент, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме

 

Silchenkova TN, Associate Professor, CIT Mikishina IM, assistant branch FGBOU VPO "MGIU" in Vyazma

 

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность и значение обучения иностранным языкам в системе развития культуры нового поколения, а также необходимость владения разговорным стилем иностранного языка.

 

Abstract

In this article the essence and importance of foreign language teaching in the system of cultural development of the new generation, and the need for ownership of colloquial language.

 

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, иноязычные культуры, подходы к изучению языка.

 

Key words: cross-cultural communication, foreign language culture, approaches to language learning.

 

В сфере образования в последнее время много внимания уделяется учащемуся как личности — его сознанию, культуре, нравственности, духовности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Поэтому не вызывает сомнения особая важность, острая необходимость такой подготовки молодого поколения, при которой высшее учебное заведение оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями независимо и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

Не вызывает сомнения утверждение о том, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным студентам нужно усвоить духовно-нравственные ценности, накопленные человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общемировое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка [1].

Современный процесс обучения, являющийся личностно-ориентированным, формирует у студента широкий гуманистический взгляд на мир, который основан на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс изучения иностранных языков выступает в качестве мощного механизма личностного формирования обучаемых.

Оживление межкультурной коммуникации, увеличение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур, интеграции России в мировую экономическую систему, осуществления совместных научно-технических проектов с другими странами. Повышается потребность в специалистах, владеющих разговорной/профессиональной речью, а также умеющих работать с документами на иностранном языке.

Совершенно явно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным студентам необходимо усвоить духовно-нравственные ценности, накопленные человечеством в течение веков. Отдельная личность и общество в целом, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. Без знания нескольких иностранных языков такое общение не будет возможным.

Обучение иностранным языкам касается проблем, которые позволяют формировать навыки критического мышления, сравнить свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Современное занятие по иностранному языку предполагает участие студента в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия. При этом преподаватель воспитывает терпимость, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, воспитывает у студентов уважение по отношению к культуре собственного народа. Студент воспринимает иноязычную культуру через обогащение своего внутреннего опыта, путем формирования познавательных и коммуникативных навыков.

Предмет «Иностранный язык» является наиболее гуманным предметом (то есть, обращен на личность студента). При этом личностно-гуманный подход должен быть главным психолого-педагогическим подходом к обучению иностранному общению. Для успешного обучения иностранным языкам имеет существенное значение личность преподавателя, его способность правильно подать материал и заинтересовать к своему предмету [3].

Преподавателю требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения иностранному языку [2].

Расширение языковых связей с зарубежными партнерами ведет к необходимости грамотно и правильно вести беседу в подобных распространенных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, деловая встреча, заказ билета и номера в гостинице, ведение деловых переговоров, обсуждение и подписание контракта, коммерческая корреспонденция (письмо, факс, электронная почта, телекс, запрос, счет, заказ, рекламация и др.). Например, написание резюме – одна из важных задач при устройстве на работу.

Наряду с необходимостью владения разговорным стилем иностранного языка, требуется владение фразами официального обращения, устойчивыми выражениями, клише и знание определенных грамматических образцов, что позволит студенту свободно общаться в иноязычной среде.

В процессе изучения учебной дисциплины, студенты имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства общения. Следовательно, через ознакомление с «другой жизнью» они могут сравнивать свою и осуществлять ее проекцию. Естественно, в ходе изучения учебного материала, если не учитывать воспитательный потенциал, можно получить обратный результат личностного развития: так, обучаемые приобретают такое качество, как неуважительное отношение к людям, истории, традициям страны изучаемого языка.

Проанализировав вышесказанные положения, мы можем сделать следующие выводы. Изучение иностранного языка влияет на образование студентов в немаловажной степени: оно повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру.

В процессе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения.

Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает положительное воздействие на духовное становление личности.

Основным психолого-педагогическим подходом к обучению иностранному общению  должен использоваться личностно-гуманный подход.

С помощью средств иностранных языков можно решить проблемы патриотического воспитания.

Иностранный язык открывает студентам непосредственный доступ к огромному разнообразию культуры другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему Отечеству.

Основная цель обучения иностранному языку направлена на развитие личности студента, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

При преподавании иностранного языка возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения студентов к духовной культуре других народов и познания действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения.

 

Литература

1. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.

2. Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.

3. Сильченкова Т. Н. Статья «Роль преподавателя ВУЗа в системе обучения». Материалы научно-методической конференции «Актуальные вопросы методики преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин в техническом вузе» Вязьма:  ВФ МГИУ, 2003.-185с.

 

Literature

1. Agapov, VS The concept of spiritual and moral education of students A.S.Metelyagina, [1950 - 2001's.: Fatherland. scholar-teacher] / / Problems of formation and development of personality in psychology and pedagogy. - M., 2001. - C. 31-35.

2. Arapova, EM Moral education of foreign language lessons / teaching ideas festival "open class". - Moscow, 2009.

3. Silchenkova TN article "The role of high school teachers in the education system." Proceedings of scientific conference "Actual problems of methodology of teaching of special and general education courses in technical colleges" Vyazma: WF MGIU, 2003.-185s.



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА