Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Основные функции психики

Основные функции психики

Согласно методологии психологической науки, психика (психичес­кое) выполняет определенные функции: отражения воздействий ок­ружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Пси­хическое отражение действительности имеет свои особенности:

   это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, по­стоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

   при психическом отражении объективной действительности, в хо­де которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объек­тивной действительности) всегда преломляется через ранее сло­жившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же че­ловеком в разное время и при разных условиях); • психическое отражение — это правильное, верное отражение дей­ствительности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для челове­ка активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрица­ют объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздей­ствия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, фор­мируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с кото­рой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и инте­ресами.

2.  Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание чело­века, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адапти­руются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внут­реннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осоз­нает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятель­ности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления пси­хики.

3.  Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адапта­цию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эф­фективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним от­ношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивиду­альными и социально-психологическими особенностями, как предста­вителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных ха­рактеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, дости­гать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­ка, со всеми присущими ему особенностями.

3.  Человек как личность рассматривается в контексте его места в обществе, выполнения конкретной общественно-полезной деятель­ности. При этом он отличается от других индивидов только ему при­сущими индивидуально- и социально-психологическими характерис­тиками. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня отечественная психология трактует личность как соци­ально-психологическое образование, которое формируется благода­ря общественной жизни и деятельности человека. Человек как обще­ственное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

4.  Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преоб­разования действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъек­тивна. Условием ее осуществления и основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружаю­щему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельнос­ти, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятель­ность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир, самого себя, других людей, отношения с ними.

 

 

 



Методы исследования в психологии Содержание и структура психологического исследования Направления зарубежной психологии Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии Методология отечественной психологической науки Основные этапы исторического развития психики и сознания Роль естественно-научных основ психологии Сущность и особенности функциональных систем психики Сущность ощущений Свойства ощущений 

НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА