Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Особенности дистанционного обучения на современном этапе

Статья опубликована в сборнике: Заочная научно-практическая интернет конференция «Система качества дистанционного обучения с учетом требований менеджмента качества МГИУ» 20 мая 2013г. МГИУ
Сильченкова Т.Н., к.п.н., доц.

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Сегодня инновационные и развивающие технологии обучения приобретают всю большую актуальность.

В настоящее время быстрыми темпами происходит развитие в различных сферах жизни, и, несомненно, это касается и процесса обучения. То, что казалось только недавно совсем новым, оказывается устаревшим. Система обучения стала изменяться, а этому способствовало быстрое развитие технологий. На сегодняшний день Россия имеет систему образования, которая состоит из учреждений базового и дополнительного образования.

Под базовым образованием подразумеваются организации, которые дают слушателю первую специальность (рабочую, инженерно-техническую, управленческую). Это среднее профессиональное или высшее образование.

Этот сегмент образовательного рынка пользуется стабильной популярностью у его потребителей образовательных услуг, что создает весьма благоприятную почву для его развития. [3]

Сейчас в системе образования существует много тенденций развития рынка дополнительного образования.

Позиционирование учебного учреждения, позволяет показать свое отличие от конкурентов, ориентировать ресурсы на обслуживании одной целевой группы и, обеспечить более качественное предоставление услуг своему потребителю.

Одной из характеристик позиционирования учебного учреждения стало дистанционное обучение.

Дистанционное обучение, построено на основе информационных технологий, таких как Интернет, с помощью которого студент, имея дома или на рабочем месте технические средства (компьютер, подключение к сети), включается в учебный процесс. [2]

Сеть Интернет открывает новые перспективы образования, при которых учащемуся обеспечиваются возможности, свойственные очному обучению, а также целый ряд дополнительных, возникших в связи сразвитием современных информационных технологий. Среди них: возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места ивремени, получение образования непрерывно и по индивидуальной траектории, учеба в территориально удаленном учебном заведении имногие другие. Эти возможности, реализуемые в системах дистанционного обучения (СДО), соответствуют принципам открытого образования и призваны реализовать права человека нанепрерывное образование и получение информации.

Составляющимипроцесса дистанционного образования являются:

- доставка учебного материала слушателям;

- организация общения обучаемых (коллективные формы обучения);

- поддержка «справочных» материалов (библиотека);

- администрирование учебного процесса;

- консультации;

- контроль знаний;

- поддержка проектирования учебного материала (курсов).

В процессе дистанционного образования студент работает за своим домашним компьютером с различными интерактивными образовательными программами, которые включают электронные книги, инструкции для самообучения и т.д., позволяющие наиболее эффективно организовать учебный процесс. [4]

Кроме того, студент может иметь доступ к образовательным ресурсам, размещенным непосредственно в сети Интернет.

При организации дистанционного обучениястепень интерактивности - это одна из наиболее важных характеристик. Интерактивность образовательного процесса, в форме постоянных контактов между всеми участниками обучения (студентами и преподавателями, студентами и студентами) в течение всего периода обучения обеспечивают активную обратную связь и постоянный контроль знаний, что приводит к повышению эффективности дистанционного обучения в целом.

В дистанционном обученииоценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его сроки выполнения, производится контроль - это контроль качества знаний с учетом систематичностиработы студентов.

После окончания обучения на основе оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

По количеству баллов, набранных студентом, он сам может судить о своей успеваемости.[1]

Дистанционное обучение делает возможным охватить процессом обучения большое количество студентов, поставить обучение на поток.

Но при дистанционном обучении существуют и очевидные минусы:

- обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много;

- отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус;

- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;

- отсутствует постоянный контроль надобучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом;

- необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет;

- как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;

- в дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

Однако, только студент решает, насколько данные недостатки значительны и какую форму обучения ему выбрать. И на сегодняшний день дистанционное обучение становится наиболее распространенным среди других видов обучения.

Литература

1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. ­М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

2. Борисова Н.В., Бугрин В.П. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

3. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: АМО, 2011.

4. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 2009.



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА