Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Понятие о культуре речи

Понятие о культуре речи

Культура речи — сложное и далеко неоднозначное понятие. На практике его нередко сводят к более привычным понятиям пра¬вильности и неправильности речи. Однако оно не совпадает по объему. Основываясь на законах языка, на общепринятых литера¬турных нормах, культура речи существенно отличается от ее грам¬матической правильности.
Еще В. Г. Белинский отмечал, что знание грамматики является важным, но далеко не единственно необходимым условием для совершенного владения речью: «Грамматика не учит хорошо гово¬рить, потому что говорить правильно и говорить хорошо — совсем не одно и то же».
Отождествлять понятие речевой культуры с понятиями пра¬вильности речи нельзя потому, что абстрактной правильности, при¬годной для любых ситуаций, для всех случаев жизни, в речи быть не может. Речь есть проявление сиюминутного непосредственного взаимодействия людей. Поэтому она всегда связана не только с целью высказывания и его содержанием, но и с теми конкретными условиями (временем, местом, обстоятельствами), в которых про¬исходит речевое общение людей.
Грамматика учит правильно писать и говорить. Научить хоро¬шо говорить призвана другая наука — красноречие (ораторское искусство). Опираясь на нормы литературного языка, красноре¬чие помогает человеку вырабатывать не только навыки правиль¬ной речи, но и умение применять их в каждой конкретной речевой ситуации, умение сознательно использовать в каждом отдельном случае все богатство языка.
Известный лингвист С. И. Ожегов считал, что «высокая куль¬тура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уме¬стное».
Таким образом, под культурой речи понимается умение чело¬века отбирать и сознательно использовать в публичном выступле¬нии, частной или деловой беседе те элементы единой системы язы¬ковых средств, которые позволяют ему наилучшим образом обес¬печить в каждой конкретной ситуации достижение цели деловых или личностных коммуникаций.
Существует этический аспект культуры речи. В каждом обще¬стве выработаны свои нравственные нормы поведения. Они каса¬ются разнообразных ситуаций общения и в рамках культуры об¬щения определяются как речевой этикет.
Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего отно¬сится к государственным служащим, политикам, педагогам, юри¬стам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, ра¬ботникам сферы обслуживания, т. е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил рече¬вого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за про¬машек и неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих.
Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное зна¬чение, Невольно способствует повышению как речевой, так и об¬щей культуры общества.
Но наиболее важно — неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучре¬дителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.
Какие же факторы определяют формулирование речевого этикета и его использование?
"Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероиспове¬дания, возраста, пола, характера.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происхо¬дит общение. Это может быть и презентация, конференция, сим¬позиум, совещание, на котором обсуждается экономическое фи¬нансовое положение компании, предприятия; консультация; юбилей фирмы и др.
Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устоит
Известно, что в некоторых странах были изданы законы, предписывающие, как надо обращаться к представителям различ¬ных слоев общества. Такие законы, изданные преобразователем Петром I, неукоснительно действовали и в нашей стране вплоть до 1917г.
Речевой этикет рассматривает для различных ситуаций обще¬ния возможность или невозможность обращения на «ты» и на «вы»; выбор полного или сокращенного имени; выбор обращений типа «гражданин», «товарищ», «сударь», «девушка» и т. п.; выбор спосо¬бов приветствия, прощания, отказа, согласия, благодарности.
Уже древние руководства по красноречию указывали на тес¬ную связь формы речи с ее содержанием и именно форме отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный крите¬рий грамотной речи — критерий нравственный, то, что древние греки называли etnos (нрав): речь должна быть правдивой, а цели коммуниканты — благородными. Содержательность и правдивость высказывания каждого партнера — важные внелингвистические факторы эффективности общения.



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА