Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Понятие о культуре речи

Понятие о культуре речи

      Культура речи — сложное и далеко неоднозначное понятие. На практике его нередко сводят к более привычным понятиям пра¬вильности и неправильности речи. Однако оно не совпадает по объему. Основываясь на законах языка, на общепринятых литературных нормах, культура речи существенно отличается от ее грамматической правильности.
     Еще В. Г. Белинский отмечал, что знание грамматики является важным, но далеко не единственно необходимым условием для совершенного владения речью: «Грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо — совсем не одно и то же».
      Отождествлять понятие речевой культуры с понятиями правильности речи нельзя потому, что абстрактной правильности, при¬годной для любых ситуаций, для всех случаев жизни, в речи быть не может. Речь есть проявление сиюминутного непосредственного взаимодействия людей. Поэтому она всегда связана не только с целью высказывания и его содержанием, но и с теми конкретными условиями (временем, местом, обстоятельствами), в которых происходит речевое общение людей.
      Грамматика учит правильно писать и говорить. Научить хорошо говорить призвана другая наука — красноречие (ораторское искусство). Опираясь на нормы литературного языка, красноречие помогает человеку вырабатывать не только навыки правилной речи, но и умение применять их в каждой конкретной речевой ситуации, умение сознательно использовать в каждом отдельном случае все богатство языка.
       Известный лингвист С. И. Ожегов считал, что «высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное».
      Таким образом, под культурой речи понимается умение человека отбирать и сознательно использовать в публичном выступлении, частной или деловой беседе те элементы единой системы языковых средств, которые позволяют ему наилучшим образом обеспечить в каждой конкретной ситуации достижение цели деловых или личностных коммуникаций.
      Существует этический аспект культуры речи. В каждом обществе выработаны свои нравственные нормы поведения. Они касаются разнообразных ситуаций общения и в рамках культуры общения определяются как речевой этикет.
      Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
      Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т. е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.
     Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за про¬машек и неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих.
    Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, Невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.
Но наиболее важно — неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.
      Какие же факторы определяют формулирование речевого этикета и его использование?
    "Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
     Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть и презентация, конференция, симпозиум, совещание, на котором обсуждается экономическое финансовое положение компании, предприятия; консультация; юбилей фирмы и др.
Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устоит
Известно, что в некоторых странах были изданы законы, предписывающие, как надо обращаться к представителям различных слоев общества. Такие законы, изданные преобразователем Петром I, неукоснительно действовали и в нашей стране вплоть до 1917г.
     Речевой этикет рассматривает для различных ситуаций общения возможность или невозможность обращения на «ты» и на «вы»; выбор полного или сокращенного имени; выбор обращений типа «гражданин», «товарищ», «сударь», «девушка» и т. п.; выбор способов приветствия, прощания, отказа, согласия, благодарности.
Уже древние руководства по красноречию указывали на тесную связь формы речи с ее содержанием и именно форме отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный критерий грамотной речи — критерий нравственный, то, что древние греки называли etnos (нрав): речь должна быть правдивой, а цели коммуниканты — благородными. Содержательность и правдивость высказывания каждого партнера — важные внелингвистические факторы эффективности общения.



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА