Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Виды и проведение приемов

Приемы или банкеты - неотъемлемая часть делового этикета, и рассматривать их необходимо без малейшего ханжества и какого-либо предубеждения.

Значительная часть приемов является продолжением или заключением многих деловых мероприятий - переговоров, совещаний, конгрессов, другая часть представляет собой самостоятельные мероприятия.

Главное, что необходимо помнить в этих случаях, что приемы и банкеты - это не трапеза ради утоления аппетита и насыщения желудка, а выполнение протокола, обеспечение общения между участниками или гостями.

Более того, проведение переговоров, официальных встреч, крупных деловых мероприятий без протокольного приема или банкета надо расценивать как неполноценное и непродуманное.

Прием (банкет) должен создать атмосферу взаимопонимания и может обеспечить успех в большей мере, чем собственно само деловое мероприятие.

В общем понимании протокольные мероприятия можно разделить по нескольким признакам.

Официальные приемы проводятся с участием официальных лиц, т.е. приглашение определяется исключительно положением участников, их официальными должностями. Это касается и мужчин, и женщин. Участие в таком приеме в качестве супруга (супруги), как правило, недопустимо.

Неофициальное мероприятие допускает отклонение от протокола как по составу участников, так и по форме проведения.

По форме проведения основным является разделение на "а ля фуршет" (т.е. стоя), за столом с рассадкой и, в ряде случаев, без нее.

Менее торжественными считаются дневные приемы типа "бокал шампанского", "бокал вина", завтрак.

К вечерним относятся приемы типа чай, "жур-фикс", коктейль, "а ля фуршет", обед, обед-буфет, ужин, праздничный банкет.

По виду обслуживания приемы определяются без обслуживания официантами, с частичным и полным обслуживанием официантами.

Когда все закуски и блюда находятся на столе, обслуживание называется "в стол" и не требует официантов, другой вид обслуживания называется "в обнос" и обеспечивается официантами.

Шведский стол - это обслуживание без официантов по типу "обед-буфет", но не прием, а организация питания методом самообслуживания - заранее приготовленные закуски и напитки располагаются на отдельных столах, участники сами набирают себе блюда и садятся за любой столик.

Следует заметить, что используются сочетания "а ля фуршет" - обслуживание официантами или "шведский стол" - рассадка гостей за столом.

Как любое ответственное дело, прием должен быть тщательно подготовлен и продуман до мелочей.

Основные этапы подготовки и организации приема включают в себя: выбор вида приема, определение списка участников (приглашенных) и вручение приглашения, состояние меню, решение об оформлении помещения и стола, составление плана рассадки гостей за столом, подготовка карточек, тостов, порядка проведения и ведения приема, назначение конкретных исполнителей.

Если приемы являются продолжением переговоров, необходимо продумать, как и какие вопросы можно и следует обсуждать, но не стоит превращать прием в чисто деловое мероприятие, планировать получить решающие результаты, особенно в спорных моментах.

При проведении приемов следует учитывать национальные и религиозные особенности, требования профессиональной этики.

Так, не следует назначать приемы в дни национальных праздников, торжеств и траура, мусульманского праздника "рамазан" и т.п.

К числу дипломатических приемов относятся следующие.

"Бокал шампанского" проводят по случаю национального праздника, приезда делегации, отъезда посла, открытия выставки, фестиваля в течение часа с началом в полдень. Прием прост в подготовке, в его проведении частично принимают участие официанты - они разносят напитки и закуски, в число которых входят канапе, сандвичи, орешки, чипсы. Также проводят прием "бокал вина", но на нем допустимы бар или крепкие напитки, которыми гостей обносят официанты.

Завтрак (ланч) начинается в 12.00-12.30 и продолжается до 15.00 и может проводиться по различным поводам. Меню составляется с учетом традиций страны проведения и включает одну-две холодные закуски (рыбную и мясную), одну горячую закуску, одно-два рыбных, одно мясное - горячих блюда и десерт. Перед завтраком предлагают сухое вино, пиво, квас, соки. Во время завтрака предлагают вино, соки, минеральную воду, а в заключение - шампанское, за полчаса до окончания подают кофе, как правило в другом зале.

Завтрак можно проводить в более рабочей обстановке в течение часа, с меньшим числом (в половину) закусок и вина.

Чай (кофе) - вид приема, который устраивает для женщин жена официального лица (жена посла, руководителя ведомства или делегации), возможно приглашение на чай и мужчин. Этот прием проводится за одним или несколькими столиками, подаются фрукты, конфеты, кондитерские изделия, сухие и десертные вина, соки, воды; в отдельных случаях - пирожки, орешки, сандвичи, канапе в небольшом количестве. Такой прием не требует вечерних туалетов и продолжается не более 1,5 часов.

"Жур-фикс" - специфический регулярный прием, устраиваемый женой официального лица в одно и тоже время (день и час) в течение сезона, т.е. осени и зимы. К нему относятся литературные и музыкальные вечера ("среды", "четверги", "пятницы"), их проводят аналогично "чаю".

Коктейль или фуршет очень распространены и проводятся в различных случаях. Время проведения от 17.00 до 20.30, продолжительность два часа. Закуски, как правило, холодные, а также фрукты и кондитерские изделия в небольшом количестве. Спиртные напитки - различные; могут подаваться по-разному: буфет, на столике, подноситься официантами. Основная особенность этих приемов в том, что они проводятся стоя, закуски гости набирают в свои тарелки на столах и отходят от них.

Обед. Наиболее торжественный и почетный вид приема, который начинается между 20.00 и 21.00, продолжается до трех часов и более, в том числе около часа за столом, а остальное время - в гостиных. Гости прибывают на обед в вечернем платье, стол украшается цветами, меню включает две холодные закуски, суп, горячие рыбное и мясное блюда, десерт. Перед началом обеда подают аперитив, после обеда - кофе с коньяком или ликером. Спиртные напитки - отдельно к каждому блюду. Обед может включать в себя культурную программу, например просмотр кинофильма. В наиболее торжественных случаях гости после обеда проходят в другой зал, в котором проводится коктейль (фуршет) с участием более широкого круга приглашенных.

Обед-буфет является менее официальным, чем обед, гости рассаживаются за небольшими столиками по 5-6 человек. Официанты отсутствуют, закуски располагаются на отдельных столиках, как на фуршетном приеме, спиртные напитки - в буфете. Гости сами выбирают и берут закуски, занимают места по своему усмотрению. Обед-буфет может завершаться концертом или просмотром фильма, сопровождать танцевальный вечер (как правило, в перерыве).

Ужин начинается в 21.00 и позднее, является официальной и торжественной формой приема, кроме более позднего времени начала от обеде отличается еще более строгой формой одежды официантов - смокинг или фрак, в крайнем случае черный костюм.

Вечерний прием "а ля фуршет" устраивается в особо торжественных случаях (в честь президента или премьер-министра, по случаю официального национального праздника и т.п.). Начинается в 20.00 и позднее, угощение сходное с приемом типа "коктейль", но разнообразнее и обильнее.

Приемы, проводимые по дипломатическому протоколу, могут организовываться и в практике других структур. В числе других видов приемов необходимо отметить следующее.

Презентация устраивается по самым различным поводам: открытие выставки, основание фирмы или банка, выхода книги, спектакля и т.п. Презентация требует очень тщательной подготовки, в том числе определения списка приглашенных, составления программы, выбора и оформления помещения. На презентацию возможно пригласить любых гостей: политических или общественных деятелей, мастеров искусства, писателей, предпринимателей, спонсоров, друзей. Презентацию можно использовать для установления новых деловых связей, укрепления старых, на ней можно обсуждать любые темы.

Презентация может включать пресс-конференцию, обмен речами, концертную программу, в том числе в ходе приема. Прием проводят чаще всего типа "коктейль", реже - типа "обед-буфет".

Чайный стол организуют на отдельных столах, на которых устанавливают на подносе самовар, заварку, выпечку, сладости. Так же может быть организован кофейный стол, на который подают, кроме того, фрукты в вазах.

Банкет по случаю праздника, юбилея, другого торжественного события проводиться за столом, на котором закуски, фрукты, напитки расставляются до прихода гостей. В большинстве случаев официанты только меняют закуски, подают горячее, десерт и кофе (чай); как правило, это происходит, когда гости танцуют. В особо торжественных случаях при небольшом количестве гостей официанты наливают напитки в порядке, предусмотренном меню, обносят гостей каждым блюдом. На таких мероприятиях необходимо разрабатывать программу и назначать ведущего. Банкет, кроме танцев, может включать концертную программу или музыкальное оформление.

Вид приема избирается в зависимости от случая, по которому он проводится, возможностей организаторов и состава участников (гостей). При составлении меню рекомендуется учитывать национальные и религиозные традиции, время года, состав приглашенных и другие моменты. Так, вегетарианец будет чувствовать себя неловко, если пищу подают мясную; явным упущением хозяев было бы включение свинины, если среди гостей находятся мусульмане и т.д.

Организация приглашения начинается с составления списка. Сначала необходимо установить число первоочередных, обязательных приглашаемых и общее число гостей. При этом необходимо учесть возможности организаторов, размеры помещения. При составлении списка целесообразно учитывать возможные симпатии и антипатии гостей, принадлежность к одной (разным) партиям, концессиям и т.д. Недопустимо при небольшом составе участников приглашать лиц с резко противоположными позициями, известных противостоянием или личной враждой.

Официальные приглашения рассылаются на специальных бланках, в которых четко указывается, кто или от чьего имени организует данное мероприятие, в связи с чем оно проводится, кто лично приглашается, указывается время и место проведения. Если прием предполагает рассадку гостей за столом (и в ряде других случаев, определяемых особенностями приема), в правом нижнем углу приглашения пишется R.S.V.P. или "ПРОСЬБА ОТВЕТИТЬ", что обязывает приглашенного подтвердить свое участие. Если была достигнута предварительная договоренность, то на приглашении указывается "p.m.", или "pour memoire", или "to remind", т.е. "для памяти". Когда в приглашении указано "regrets only" ("только в случае отказа", "только извинения"), то ответ надо давать в том случае, если Вы не сможете участвовать в данном мероприятии.

Рассадка (рис. 8.1-8.6) гостей за столом проводится в соответствии с протокольными правилами и должна строго соблюдать официальное, служебное и общественное положение гостей. Чтобы избежать недоразумений, печатаются схемы рассадки, которые выставляются в холле, где собираются гости, и кувертные карточки, представляющие собой прямоугольники из белой плотной бумаги с указанием фамилии гостя, которую устанавливают на фужере или на тарелке, предназначенных для данного гостя.

Возможна рассадка и непосредственно на банкете под руководством организатора с учетом старшинства и принятых норм.

Первым считается место справа от хозяйки дома, вторым справа от хозяина, а в отсутствие женщин - первым - справа от хозяина дома, вторым - слева от него. Если прием идет с участием женщин, а хозяйка отсутствует, то ее место может занять с ее согласия одна из приглашенных или мужчина самого высокого ранга из гостей.

Необходимо отметить следующие правила:

- мужа и жену не сажают рядом;

- женщина не сажается рядом с женщиной;

- женщине не предлагается место в конце стола;

- почетным является место напротив входной двери или напротив окна, выходящего на улицу;

- гость высокого ранга может сидеть напротив хозяина, в этом случае вторым будет место справа от хозяина;

- члены одной делегации сидят напротив другой, руководители делегаций располагаются в центре. Следует избегать разделения гостей на мужскую и женскую половину, при общем правиле раздельной рассадки супругов молодожены должны сидеть вместе.

Если речь идет о приеме гостей в неофициальной, домашней обстановке, то нет необходимости строго придерживаться всех норм и правил, но, тем не менее, хозяин и хозяйка дома должны сидеть напротив друг друга, причем хозяйка ближе к выходу.



Что представляет собой структура деятельности? Что входит в понятие взаимодействия в психологии? Какие существуют виды взаимодействия людей? Какие существуют типы взаимодействия людей? Какова динамика взаимодействия людей? Общие правила поведения на приеме Примеры меню  Волевые процессы  Воля  Классификация способностей 

НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА