Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Применение инновационных методов обучения в процессе образования

Применение инновационных методов обучения в процессе образования

APPLICATION innovative teaching methods in the educational process

 

Сильченкова Т.Н., кпн, доцент, зав.кафедрой «МЭА» филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме

Silchenkova TN, CIT, Associate Professor, Head of Department «MEA» the branch of FS BEI of HPE «MSIU» in the town of Vyazmе

Аннотация

Данная статья посвящена раскрытию инновационных методов в образовательном процессе и их применению.

Abstract

This article focuses on disclosure of innovative methods in the educational process and their application.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, образовательный процесс, модульная система, дистанционное образование, дискуссия.

Keywords: innovative teaching methods, educational process, the modular system, distance education, discussion.

 

В настоящее время инновационное развитие невозможно  без создания конкурентоспособной экономики. Немаловажным направлением в этом является внедрение инноваций в высшем профессиональном образовании, которое способствует формированию профессиональных компетенций, необходимых в трудовой деятельности специалиста.

Именно инновации способствуют лидерству в жесткой экономической конкуренции на мировых рынках, получению крупных дивидендов на базе новых технологий и возможности диктовать свои условия в рамках глобального экономического пространства. Поэтому развитые страны активно поддерживают инновационные процессы, и это является их приоритетным направлением в государственной политике в целом.

Объем инноваций, которые поступают из профессионального образования России в мировое сообщество, незначителен, и в основном отмечается в военно-промышленном комплексе. [1]

Можно отметить, что профессиональное образование в нашей стране претерпевает постоянные изменения. В условиях инновационных процессов в системе обучения перед преподавателями остро стоит задача повышения мотивации и активности студентов.

Основным фактором достижения целей образования является проблема инновационного мышления личности, которая требует инновационного подхода к методике и содержанию образовательного процесса.

Степень проявления инновационного мышления студента во время занятий и обучения в целом во многом зависит от уровня учебной мотивации, которая определяет не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности, а также знание креативных основ образования.[1]

Необходимо отметить, что эффективным методом решения проблемы инновационного мышления студента является применение инновационных методов обучения во время занятий.

Инновационными методами обучения считаются методы, побуждающие обучающихся к творческой активной мыслительной, практической деятельности в процессе образования. Причем инновационное обучение включает в себя использование системы методов, направленных на изучение знаний и умений и их практического применения в процессе их дальнейшей трудовой деятельности.

Важными направлениями инновационных методов обучения являются заложенные в них побуждение и мотивация к практической, мыслительной деятельности, которые составляют основу дальнейшего развития личности как разносторонне развитого специалиста.

Как уже было отмечено, инновационные методы обучения, называющиеся также интерактивными, являются важнейшим средством активизации личности в образовательном процессе. Довольно эффективными инновационным методом обучения является  метод круглого стола и мозгового штурма, которые более подробно описаны далее.

Круглый стол - это одна из эффективных организационных форм познавательной деятельности обучающихся, которая обеспечивает закрепление полученных знаний, восполнение недостающей информации, способствует формированию умений отстаивать свои позиции, а также развивает у студентов культуру ведения дискуссии. При этом главной особенностью данного метода является объединение дискуссии на определенную тему и групповою консультацию.

В процессе круглого стола студенты могут как обмениваться своими знаниями, так и находить наилучшие способы решения поставленных задач. В результате происходит закрепление информации по тематике стола, а также выявление проблем для дальнейшего изучения.

Однако нельзя не отметить, что с одной стороны во время проведения «круглого стола» в группе преобладает атмосфера творчества, эмоционального всплеска, которую создает деловой шум, но с другой стороны данная атмосфера часто усложняет работу преподавателя. Вследствие этого преподавателю нужно среди этого многоголосья услышать основное, направлять работу круглого стола, если это необходимо, дать возможность высказаться каждому студенту. Но высокая эффективность данного метода активного обучения преобладает над трудностями, возникающими в процессе диалога.

Еще одним довольно полезным и нужным активным методом обучения является метод мозгового штурма (атаки). Мозговой штурм, называемый иногда брейнстормингом по его английскому переводу,- способ генерации новых идей для поиска решений научных, теоретических и практических проблем, применяемый повсеместно. Основной целью мозговой атаки является организация групповой мыслительной и интеллектуальной деятельности по поиску нетрадиционных способов решения поставленных задач.

Использование данного метода в образовательном процессе способствует решению следующих задач:

- формирование у студентов способности сосредотачивать внимание и мыслительные процессы на решении поставленной задачи;

-применение теоретических знаний и умений на практике;

- творческое усвоение студентами материала занятия;

-усиление интеллектуальной деятельности и познавательной активности обучающихся;

-приобретение опыта коллективного решения проблем и развитие деловых коммуникаций.[3]

Во время планирования на занятии применения методики брейнсторминга преподаватель должен учитывать, что проблема, формулируемая для решения студентами, должна быть актуальной и вызывать активный интерес студентов. При этом общим требованием к проблеме для мозгового штурма является возможность множества различных вариантов решения проблемы.

Обычно мозговая атака проходит довольно продуктивно и имеет хорошие результаты. Однако в случае неудачного мозгового штурма преподаватель не должен сразу отказываться от данной методики. Ему следует еще раз со всех сторон провести анализ подготовки к занятию и все его проведение, постараться найти причины неудачи, решить их, и в следующий разданный метод даст положительные результаты.

Инновационной формой обучения на современном этапе в последние годы стало дистанционное обучение. Дистанционное обучение является гибкой, недорогой и доступной формой получения образования каждому желающему.

Количество возможностей дистанционного обучения в России постоянно и стремительно растет. Дистанционное обучение сориентировано на территориальной удаленности преподавателя и студента, поэтому все или часть учебных занятий осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Одним из эффективных компонентов дистанционного обучения являются он-лайн консультации с преподавателем, но как у любого процесса или предмета у дистанционного обучения есть свои преимущества и недостатки:

- дистанционное обучение является незаменимым для удалённых городов, так как здесь возможность получить желаемое образование практически отсутствует;

- для обучения не нужно нести дополнительных расходов на проживание и дорогу, получать образование, можно не покидая свой дом, семью, работу, друзей;

- обучение осуществляется по индивидуально разработанным учебным планам, поэтому обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны, непонятны и т.д.;

- работая с различными учебными материалами, студент развивает свои навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычку работать и принимать решения самостоятельно;

-  дистанционное обучение помогает обойти психологические проблемы, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений;

- дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания. [2]

Таким образом, дистанционное обучение позволяет получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности россиян в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом, что отвечает требованиям времени.

Можно отметить также, что современные инновационные технологии могут очень эффективно реализовать систему высшего образования. Наиболее приемлема для развития такой системы модульно-блочная технология. Эта система представляет собой рациональную организацию самостоятельной работы студентов в семестрах, позволяет постоянно отслеживать результаты работы обучающихся, а также индивидуально устанавливать стиль профессиональной деятельности. Чтобы мотивировать учебно-профессиональную деятельность студентов необходимо разработать и внедрить модульно-рейтинговую систему обучения и контроля.

Проанализировав теоретические и практические занятия с применением нового инновационного метода можно сделать вывод, что они с успехом внедряются в  педагогические технологии, которые дают положительные результаты в будущей профессиональной деятельности. Причиной этого является грамотная разработка технологий теоретико-методологических основ образовательных инновационных технологий в педагогической деятельности. Ведь, новые виды и типы инновационных образовательных технологий могут значительно повысить уровень образования.

К сожалению, такие технологии в полной мере не смогут быть использованы  в практической деятельности, что в значительной мере существенно сдерживает инновационный процесс при модернизации высшего  образования в целом.

Также в образовательном процессе необходимо создать такие технологические модели, которые смогли бы значительно изменить отношение обучающихся к профессиональному  обучению. При этом использовать инновационные педагогические технологии, которые могут обеспечить активное участие студенческой молодежи в самом педагогическом процессе.

Процесс реализации инновационных педагогических технологий предусматривает в первую очередь повышение педагогического профессионализма преподавателей, что неотделимо от самого освоения различных типов и видов образовательных инновационных технологий.

Инновационные технологии занимают очень важное место в обучении студентов.

При этом можно проследить выстраивание модели инновационного образования. Такая модель обучения обычно содержит в себе три этапа обучения. Первый этап представляет собой формирование инновационного мышления с помощью предметных знаний, а также профессиональных технологий.

Второй этап представляет собой создание новых знаний и умений, а также изучение инновационных технологий, которые повышают качество обучения. Третий этап представляет собой изучение инновационной и научной методологии с условиями применения их на практике.

 Педагогические инновационные технологии представляют собой проекты учебного процесса, а также закономерность и принципы их организации. А под проектом понимается вся совокупность методов, средств, условий, операций, а также форм организации учебного процесса.

Такая система организации учебного процесса в виде циклической основы сможет предоставить свободу выбора вида и формы учебной деятельности, а переход к гибким программно-модульным обучающим технологиям придадут индивидуальный смысл.

Система рейтингового контроля характеризуется высокой объективностью и включает в себя использование инновационных компьютерных технологий. Традиционная система контроля знаний в вузах противоречит требованиям подготовки квалифицированных специалистов.

К инновационным методам в образовательном процессе также можно отнести – дискуссию. Однако, следует обратить внимание на то, что именно она является  основной составляющей инновационного метода. Дискуссией называют всестороннее обсуждение спорного вопроса, проблемы коллективно или в частном обсуждении, споре. То есть смысл дискуссии состоит в групповом обсуждении мнений, проблем, вопросов и предложений. При этом целями проведения дискуссионного обсуждения могут быть обучение, преобразование, тренинг, стимулирование творчества, диагностика, изменение установок и многие другие в соответствии с целями обучения.

На основе вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что использование в образовательном процессе инновационных методов обучения будет способствовать  лучшему усвоению и пониманию изучаемого материала студентами, что способствует успешному применению их в будущей практической деятельности.

 

Литература

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования // Открытое образование- 2010. - №2.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе //Образование и общество. – 2012. - №4.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // Обучение в России. – 2011. - №3.

4. Злыстева Т.Е. Рейтинговая технология модульного обучения. М.: Просвещение, 2013 г.

5. Золотухин Ю.М., Крявкина И.Б. Рейтинговая система: конструирование и практика применения. М.: Просвещение, 2013 г.

 

Literature

1. Abramova IG Active learning methods in higher education / / Open Education 2010. - № 2.

2. Verbitsky AA Active learning in higher education / / Education and Society. - 2012. - № 4.

3. Davydov VV Problems developing training / / Education in Russia. - 2011. - № 3.

4. Zlysteva TE Rating technology modular training. MA: Education, 2013

5. Zolotukhin YM, IB Kryavkina Rating System: Design and Practical Applications. MA: Education, 2013



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА