Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Происхождение этики

Происхождение этики

Этика делового общения имеет длительную историю сво­его развития. Ее истоки берут начало в глубокой древности. Она развивалась вместе с развитием производства и трудо­вых отношений. Необходимость нравственной регуляции об­щения в сфере трудовой деятельности обусловливалась по­требностями упорядочения деловой жизни. Удовлетворяя эту потребность, этика играла важную коммуникационную роль, как во взаимоотношениях рядовых тружеников, так и людей, занимающихся организацией производства матери­альных и духовных благ.

За историю своего развития этика делового общения выра­ботала целый ряд нравственных ценностей; имеющих непре­ходящее значение для трудовых отношений: честность, обяза­тельность и т.д. Однако было бы неверным идеализировать деловые отношения прошлого, как это делается сейчас при заключении торговых сделок купцами "под честное слово". Не отрицая эту традицию (она действительно существовала), сле­дует иметь в виду и жесткую конкуренцию и такие аморальные явления, как обман, мошенничество, коррупция, подкуп, шан­таж и т.д., которые сопровождали и сопровождают поныне деловую жизнь даже в странах с развитой рыночной экономи­кой и соответствующей ей деловой этикой.

Проявления аморальности имели место во всех слоях обще­ства. Говоря об истории культуры деловых отношений и дело­вого общения, следует принимать в расчет, прежде всего, пере­довую часть интеллигенции, дворянства, буржуазии, кресть­янства и рабочих. Именно в высококультурной социальной среде вырабатывались лучшие нравственные традиции. Куль­турные деловые люди являлись объектом подражания. Они старались передать нравственные традиции последующим по­колениям.

Позитивные традиции деловых отношений и делового общения издавна культивировались в производственной и быто­вой культуре. Народная мораль и народ­ный этикет находили свое выражение в обычаях, обрядах, поверьях, запретах, а также в фольклоре, в частности в сказках, пословицах, поговорках, песнях, частушках. Обряд­ность, фольклор не только выполняли воспитательную функ­цию, но и передавали из поколения в поколение народные нравственные принципы я нормы.

Вместе с фольклором и обрядностью большое значение для обучения деловой этике, в том числе и этике делового общения, играла совместная деятельность родителей и детей, участие молодежи в различных коллективных формах трудовой дея­тельности: артелях, толоках и т.д.

Одним из главных критериев нравственной оценки челове­ка как в селе, так и в городе было отношение к труду. Народная мораль поощряла и про­славляла трудолюбие, творческую, умелую и эффективную работу, хозяйственность, деловитость, бережливость, взаимо­помощь, бескорыстие, добросовестность, рассудительность, честность, обязательность, точность и осуждала безделие, лень, воровство, мошенничество, обман, пьянство и другие аморальные явления.

Наряду с высоконравственным отношением к труду народ­ной моралью утверждалось доброжелательное отношение к че­ловеку независимо от того, родственник ли он или путник, нуждающийся в пище и ночлеге. Особенно ревностно она вос­питывала почтительное отношение к старшим и больным лю­дям.

Нравственные принципы проявлялись в нормах и правилах народного этикета. Он содержал формы обхождения, привет­ствий, обращений, упорядочивал общение и взаимоотношения мужчин и женщин, в том числе определял мужские и женские обязанности. Этикетом регулировалось общение между стар­шими и младшими, работодателями и работниками, хозяевами и гостями, поведение за столом. Этикет устанавливал правила общения и отношений в общинах, промысловых артелях, меж­ду соседями.

Положительное влияние на общение людей оказывала и религия. В связи с этим следует отметить чувство греха, кото­рое она стремилась заложить в сознание числе и аморальные поступки в деловой жизни верующих. Это чувст­во сдерживало негативное поведение многих из них, в том

Отечественных бизнесменов мало заботит их имидж, ко­торый формируется деловыми качествами, этическим пове­дением, манерами и внешним видом. Если нас не шокирует внешний вид и поведение многих из них, так как они мало чем отличаются от окружающих, за исключением своих ма­териальных возможностей, то в цивилизованных странах внешняя культура некоторых наших предпринимателей не вызывает положительных чувств и впечатления. В частно­сти, об этом свидетельствуют статьи и интервью западных ученых и предпринимателей, адресованные нашим деловым людям, в которых особое внимание обращается на этику делового общения. Поучая "советских" бизнесменов, они го­ворят в основном о самых элементарных правилах. Вот, на­пример, что писал о "советских" предпринимателях профессор Йоркского университета (Канада) Р. Петерсон, имею­щий богатый опыт общения с ними: "Их приходится учить самым простым вещам: принимать душ каждый день, еже­дневно менять сорочку... У нас очень много внимания уделя­ется тому, чтобы произвести впечатление. С человеком, не­опрятно одетым, от которого пахнет потом... просто дело иметь не станут, пусть он хоть семи падей во лбу, и времени выяснять его умственные способности у нас тоже нет".

Такому положению дел в культуре бизнеса и бизнесме­нов нетрудно найти объяснение. Цивилизованному предпри­нимательству советских людей никто не учил. Сами катего­рии "бизнес", "предпринимательство" считались чуждыми для отечественного употребления. Они связывались только с капиталистическим способом производства и обмена това­ров, который, как известно, в СССР был предан анафеме. Такое отношение к этике делового общения было обусловле­но неразвитыми потребностями в ней. Приход к власти лю­дей с невысоким уровнем образования и культуры повлек за собой и соответствующие их уровню представления об обще­нии, нормах поведения и манерах. Вместе с уничтожением значительного слоя старой интеллигенции были утеряны традиции интеллигентного общения в сфере деловых взаи­моотношений. Дошло до того, что слово "интеллигент" стало чуть ли не ругательным, употреблялось с пренебрежением. В служебном общении закрепились грубая требователь­ность, угрозы, мат и т.п. Если и было вежливое обхождение, то оно чаще всего адресовалось начальникам, но не подчи­ненным. В среде отчужденных от собственности работников стал господствовать принцип "я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак". Главной ценностью служебной этики стало слепое послушание. Такие ценности, как свобода, кон­куренция, предприимчивость были мало присущи производ­ственным отношениям, базирующимся на государственной собственности.

Рыночная культура, основанная на смешанной экономике, требует иных правил игры. В условиях экономической свобо­ды, конкурентных отношений большое значение приобретают этика, ибо в этих условиях деловые отношения могут свестись к принципу "кто кого и любой ценой".

 

Этические сочинения Аристотеля.

С именем Аристотеля связывают три сочинения по этики:

«Никомахова этика»;

«Едомахова этика»;

«Большая этика».

В настоящее время подлинным трактатом признается лишь первое произведение.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, являясь по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания граждан и заботы об общем благе.

Аристотель разделил науки на 3 большие группы:

1.     теоретические (умозрительные);

2.     практические (производительные);

3.     творческие (созидательные).

К первым относятся – философии, математика; ко вторым – этика и политика; а к третьим – искусство, ремесла и прикладные науки.

По Аристотелю разум составляют истинную сущность человека.

Этика – учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни и личной так же. Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.

Т.е. для него человек – существо общественно-политическое. Этика Аристотеля тесно связана с политикой, с учениями о сущности и задачах государства.

Практическая наука как отмечал Аристотель, занимается получением знаний для реализации идеалов. Поступки неразрывно связаны с человеком, его деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества, а творчество направленно на создание произведений искусства, которые оцениваются по своим достоинствам независимо от поступков человека.

Аристотель, рассмотревший этику в плане человеческой воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие.

Аристотель исследует этические проблемы, чтобы помочь людям стать  лучше и сделать общество более совершенным.

Аристотель связывает этику с желанием воли, считая, что хотя нравственность зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воли.

 

 



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА