Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Воображение и творчество

Воображение и творчество

Воображение — это психический познавательней процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные веро­вания и т. п.). Такое искаженное представление мира нередко приобре­тает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством позна­ния мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и преобразо­вание человеком своих представлений на основе:

вычленения из целостного образа предмета какого-либо его эле­мента или свойства (таково, например, представление одной фор­мы каменного орудия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку);

изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительны­ми и создание таким путем всевозможных фантастических обра­зов (великанов, гномов и т. д.);

  соединения в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в при­роде предмета (сфинкс у древних египтян, человекобык у асси­рийцев, кентавр у древних греков);

  конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами пораже­ния цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощ­ного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье); • мысленного усиления какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значе­ния в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца); • переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хи­тер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

» мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предме­та, в своей сильной степени приводящего к построению контраст­ного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок); создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдав­шихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художествен­ной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являют­ся).

физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения.

 



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА