Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Проблемы страхования в России и пути их преодоления

Статья опубликована в сборнике: «Научная дискуссия: вопросы экономики и управления»: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть I (15 октября 2012 г.) – Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. – 142 с.
ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Сильченкова Татьяна Николаевна

канд. пед. наук,

доцент кафедры «Менеджмента и экономического анализа»

филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ», г. Вязьма

Заравняева Елена Валерьевна

Ассистент кафедры «Менеджмента и экономического анализа»,

г. Вязьма

Страхование на современном этапе - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить защиту физических и юридических лиц от различного рода рисков.

Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства.

Страхование позволяет компенсировать колебания и сокращать потенциал ущерба. Это система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Экономическая сущность страхования, состоящая в предоставлении страховой защиты, напрямую вытекает из одной из самых глубинных, базисных потребностей человека - потребности в безопасности и стабильности. Страховую защиту можно представить как реакцию человечества на всевозможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения, воплотившуюся и утвердившуюся в экономике в виде института страхования. Очевидно поэтому, что возник этот институт еще в глубокой древности. На ранних этапах развития человеческого общества возникло и развивалось взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Примеры такого страхования можно найти в Вавилонии, законах царя Хаммурапи (ок. 1760 год дон. э.) Историю страхования начинают чаще всего с XIII века и связывают с развитием мореплавания в Италии, возникновением цехов и гильдий. Уже тогда страхование рассматривалось как финансовая деятельность, направленная на возмещение убытков [1].

Что касается России, то официально появление страхования в нашей стране относится к периоду правления Екатерины II и датируется 1786 г. В этом году было основано первое российское страховое учреждение (страховой экспедиции). Таким образом прошедший, 2011г., оказался дважды юбилейным: 225 лет страхованию в России и 90-летие Росгосстраха [1].

Подобные торжественные даты всегда служат как бы вехами, на которых принято подводить итоги уже пройденного пути, анализировать ошибки и достижения, а также, несомненно, строить планы на будущее. Так каково же состояние страхования в нашей стране и что следует понимать под перспективами его дальнейшего развития? Для ответа на этот вопрос необходимо, прежде всего, обратиться к настоящему положению дел на российском рынке страховых услуг, определить основные проблемы, существующие на современном этапе и возможные пути их преодоления.

Итак, во-первых, как и несчетное число других элементов национальной экономики, российское страхование в своем развитии несет отпечаток всех тех сложностей, которые связаны с непростым переходом нашей страны от плановой экономической системе к рыночной. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за ее сохранность страхование никак не могло получить подобающего ему места в экономике и общественных отношениях.

Переход, можно даже сказать - возврат, к рыночной экономике предопределил существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве. При этом, естественно, значительно расширилась сфера страховых услуг, появились альтернативы государственному страхованию. То есть главной, принципиальной чертой организации страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. В процессе перехода к рыночным отношениям государственное страхование (в смысле существования страховых организаций, находящихся в собственности государства) практически исчезло со страхового рынка. Подавляющее число страховых компаний, действующих в России, является частными [8].

Конкуренция при этом действует не только в сфере добровольного страхования, но и в сфере обязательного страхования (например, между страховщиками, осуществляющими ОСАГО; между страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование). Именно конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг.

При осуществлении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании наиболее удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия. Кроме того, это стимулирует совершенствование самих моделей страхования - в последние годы начала развиваться модель прямого страхования, суть которой состоит в отказе от посредников.

Так, конкуренция как определяющая черта рыночной экономики является на сегодняшний день и определяющий чертой ситуации на рынке страхования в России.

Но конкуренция для страхования не может и не должна быть абсолютной категорией. Жесткая конкуренция будет означать неизбежный уход с рынка наиболее слабых участников, попросту - их разорение. При этом страховая компания - это не просто коммерческое предприятие, основной целью которого является получение прибыли, это организация, призванная обеспечить страховую защиту своих клиентов - юридических и физических лиц, и ее разорение автоматически буде означать невыполнение ею этой своей основной экономической функции. Следовательно, важно так организовать страхование, чтобы страховые компании в результате конкуренции не разорялись, не прекращали своей деятельности.

Кроме того, во многих случаях, особенно при принятии крупных рисков на страхование, необходимо не соперничество, а сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей. Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.

Осуществление этого принципа на практике достигается особыми методами государственного регулирования страховой деятельности, а также четкой разработкой юридических и экономических основ страхования. Отсюда еще один принцип функционирования современного рынка страховых услуг - необходимость государственного регулирования страховой деятельности [8]. ,

Итак, конкуренция с одной стороны, сотрудничество с другой, и все это - под бдительным контролем государства - вот на сегодняшний день идеальная формула организации рынка страхования. Далее посмотрим, как все это выглядит на практике - в нашей российской действительности.

Начнем с последнего - с государственного контроля над страховой деятельностью, так как относительно недавно здесь произошел ряд изменений. Длительное время основным органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью являлась Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ. В марте 2011 года президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал указ об упразднении ФССН, присоединении ее к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) и разделении надзорных функций за участниками финансового рынка между ФСФР и Банком России [4].

Комментируя указ, президент отметил, что обновленная служба получит «определенные возможности», «включая функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключением банковской и аудиторской деятельности» [5].

Отметив «инновации» в области законодательства, перейдем непосредственно к реальной ситуации на рынке страховых услуг.

Здесь, опираясь на данные статистики, мы видим, что за последние годы страхование демонстрировало скачкообразную динамику развития. В период 2007-2009 гг. происходило сужение рынка под влиянием мирового финансового кризиса (так, в 2008 г. сегмент страхования жизни просел на 17 %, в 2009 г. - еще на 15 %).

В 2010 г. тенденция падения сборов по страхованию сменилась на противоположную. В 2011 г. тенденция ускоренного развития страхования усилилась: так, в целом по сегменту страхования жизни годовые темпы роста страховых премий повысились до 153 %. Объем рынка страхования жизни к 2012 г. возрос до 34,7 млрд. руб., увеличившись за год на 12 млрд. руб.

При этом для российского страхового рынка характерны существенные географические диспропорции. Преобладающий объем операций (52% по итогам 2011г.) сосредоточен в одном субъекте Федерации - г. Москве. Причем благодаря темпам роста, превышающим среднероссийский уровень, наблюдается дальнейший рост концентрации операций по страхованию жизни в данном регионе [8].

Такова статистика. Но, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, приходится констатировать тот факт, что все же для российского страхования на протяжении всего прошедшего времени характерен ряд проблем. В чем же они заключаются?

Во-первых, конечно, масштаб. С момента возникновения страхового рынка российским коммерческим страховым компаниям предсказывалось большое будущее, в основе которого значительная численность населения, заметный промышленный потенциал и сырьевое богатство нашей страны. Однако масштабы российского рынка до сих пор остались относительно скромными. Дело в том, что необходимым условием развития страхования является также существование достаточно большой группы граждан, доход которых позволяет им приобретать страховые продукты.

Очевидно, что основной спрос на продукты страхования обычно исходит от среднего класса, у которого хорошие доходы при небольших сравнительно с доходами налогах и сборах. Условием максимального спроса в промышленном страховании является существование сбалансированной промышленной структуры, т. е. разумное сочетание крупных, средних и малых предприятий, у которых также должны иметься средства для приобретения страховых продуктов, если доходы превышают затраты.

В реальности же мы видим, что, наряду с ростом денежных доходов населения (на 3,3% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. по данным Росстата), растет и стоимость жизни за счет значительного роста цен на продукты питания, увеличения энергетических и транспортных расходов и т. д. В хозяйственной структуре предпочтение отдается крупным компаниям. Массового возникновения малых и средних компаний пока не наблюдается. Средний класс практически не формируется. Вопрос заключается в том, удастся ли вообще российскому среднему классу приобрести такое же значение, как на развитых рынках [3].

Одним из самых значительных факторов, влияющих на готовность частных лиц и компаний покупать страховые продукты, является предпочтительная структура расходов населения (приоритеты потребителей). Если говорить о предпочтительной структуре расходов российского населения, то страхование значительно уступает затратам на перестройку жилья, образование, вклады в реальные инвестиции и т. д. На развивающихся рынках присутствует ряд культурно-бытовых факторов, препятствующих приобретению страховых продуктов - недостаток страховой культуры.

Но неготовность населения к восприятию страховых услуг - это внешняя по отношению к страхованию проблема, из-за которой страхование граждан развивается очень медленно, но все же, как гласит статистика, рост есть. К сожалению, имеются проблемы и внутренние. И первая из них - российские страховщики зачастую не являются реальными носителями риска.

Практика страхования указывает на то, что непременным залогом успешного развития рынка страховых продуктов является готовность страховщиков быть реальными субъектами риска, т. е. они должны действительно быть готовы профессионально принять на себя риски предприятий и населения и быть в состоянии возместить им убытки при возникновении страхового случая. Это означает:

• знание подлежащего страхованию интереса предпринимателя, знание рисков и опасностей - предложение соответствующих полисов и продуктов;

• разработку инструментов, позволяющих ограничить эти риски по частоте или размеру убытков (риск-менеджмент, осуществляемый совместно со страхователем);

• принятие на себя рисков, которые страховщик действительно в состоянии нести как с профессиональной, так и с финансовой точки зрения;

• принятие на себя рисков по ценам, адекватным этим рискам. Итак, страховщики должны брать на себя только такие риски, которые они в состоянии нести, исходя из своих финансовых возможностей. Заключив договор, страховщик берет на себя обязательство произвести платеж при возникновении страхового случая. Если он берет такое обязательство, зная, что не сможет его выполнить, то он совершает обман.

Если не брать во внимание случаи откровенного мошенничества, то причиной такой ситуации зачастую является недостаточная капитализация страховщиков и перестраховщиков. Российские страховщики и перестраховщики в своей абсолютной массе недокапитализированы. Тем не менее они берут на себя колоссальные риски. Прогрессом, стало то, что с 01.01.2012г. законодательно введены новые предписания в отношении минимального уставного капитала страховых компаний. Однако было бы заблуждением считать, что тем самым проблема снята с повестки дня. Собственный капитал - это не больше чем допуск на рынок. Он должен быть дополнен резервным капиталом для покрытия требований страхователей, который адекватен принятому риску или рискам. Собственно говоря, это прописная истина. Почему-то ей не всегда следуют.

Тарифы, адекватные рискам, тоже очень важный момент. Сейчас российские страховщики жалуются на демпинг. Если тарифы страховщика в течение длительного времени остаются ниже технически необходимого уровня, то в конце концов страховое общество будет просто не в состоянии возместить ущерб по реально наступившему страховому случаю. Это элемент нечестной конкуренции, при котором опять же просто не происходит реального принятия риска на себя. Иногда причиной этого становится недостаточость профессионализма, отсутствие или недостаточный характер предписаний в отношении формирования капитала и резервов.

Также среди острых проблем - проблема статистики. За двадцать лет своего существования рынок не смог сформировать массив информации, которая необходима для расчета тарифов, индексации.

Каковы же пути преодоления вышеуказанных проблем, стоящих перед российской страховой индустрией?

Перестрахование является необходимой составляющей страхового рынка. Перестрахование в большей степени, чем само страхование, раскрывает сущность отношений по перераспределению риска среди участников страховых отношений.

Темпы роста сбора перестраховочной премии страховыми и перестраховочными компаниями России представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Темпы роста сбора перестраховочной премии страховыми и перестраховочными компаниями России (в %)

Рост сбора перестраховочной премии страховыми и перестраховочными компаниями

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Страховые компании

126

125

118

162

177

Перестраховочные компании

342

172

168

271

216

По данным таблицы видно, что темпы роста сбора перестраховочной премии страховыми компаниями России увеличиваются, а эти предсказываются достаточно высокие темпы развития перестраховочных компаний в будущем.

Таким образом, потенциальная емкость российского перестраховочного рынка продолжает расти, однако его реальное развитие сдерживается недостатком собственных капиталов перестраховщиков. Вследствие этого размещение крупных имущественных рисков в России весьма ограничено, а передача их за рубеж не всегда возможна в силу отсутствия необходимой статистики, неподготовленности объектов страхования и других причин, хотя роль перестрахования имеет весомое значение на международном перестраховочном рынке.

В связи с их серьезностью возникает необходимость говорить о роли международного перестрахования, так как оно является актуальным направлением в развитии экономики государства. Абсолютное большинство крупных промышленных рисков проходит по бухгалтерским книгам международных перестраховщиков. И так это происходит не только на рынках развивающихся, но и на рынках развитых стран. Многочисленные крупные проекты удалось реализовать только благодаря тому, что перестраховщики предложили для этого свои емкости. Если бы этого не было, государству пришлось бы предоставлять гарантии. В этом смысле перестрахование косвенно разгружает госбюджет и дает государству возможность иным образом распорядиться своими средствами.

Роль международных перестраховщиков при этом сводится к тому, что перестраховщики:

• располагают соответствующими емкостями, чтобы иметь возможность разгрузить страховщиков от финансовых обязательств;

• освобождают госбюджет от обязанности предоставлять гарантии по крупным проектам;

• располагают необходимым ноу-хау, которое позволяет поддержать прямого страховщика при анализе рисков и при формировании адекватных страховых программ;

• осуществляют трансферт ноу-хау, постоянно выходя на рынок с новыми продуктами. Тем самым они способствуют развитию не только рынка страхования, но и реальной экономики;

• могут рассредоточить отдельные риски по международным портфелям;

• устанавливают контакты с международными финансовыми рынками;

• определяют основные направления по совершенствованию перестраховочной деятельности,

Основными направлениями по совершенствованию перестраховочной деятельности компании являются:

• работа по формированию эффективного механизма контроля за страховой деятельностью, прежде всего за выполнением обязательств по договорам страхования, обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

• работа в области кадровой политики. Поэтому требуется большое количество хороших специалистов. Здесь необходимо знать и учитывать законы экономического развития, финансы, страховой бизнес, прекрасно ориентироваться в коньюктуре страхового рынка, уметь анализировать процессы, связанные с имущественным страхованием, и многое другое. Поэтому требуется серьёзная подготовка специалистов, создание структур, занятых подготовкой и обучением кадров, проверкой их знаний и квалификации;

• необходимо разработать положение об упорядочении страховых операций, осуществляемых в иностранной валюте, а именно по страхованию и перестрахованию. Это позволит поднять имидж компании, а также увеличить объем поступления страховых платежей;

• необходимо организовать работу по проведению маркетинговых услуг страхового рынка;

• создание и совершенствование нового страхового полиса. Страхователь, обращаясь к надежной, зарекомендовавшей себя

отечественной компании и получив отказ в заключении договора в валюте, вынуждены идти страховать свои риски у иностранных страховщиков.

В итоге страдают интересы Российских страховых и пререстраховочных компаний, и главное, интересы России, так как подобная нерасторопность законодателя напрямую приводит к выкачиванию валюты из страны.

Ещё одним из методов совершенствования является введение в действие видов страхования с применением франшиз:

• семейное страхование жизни;

• добровольное экологическое страхование;

• страхования имущества юридических лиц;

• страхование грузов;

• страхование строительно-монтажных рисков;

• страхование объектов предприятий повышенной опасности;

• страхование одиноких граждан с пожизненным обеспечением;

• добровольное страхование прибыли и др.

Франшиза - освобождение части ущерба от страхового покрытия вследствие собственного участия в нем страхователя. Величина франшизы представляет собой не покрываемый страховым полисом ущерб и отражает объем ответственности самого страхователя по страховому случаю.

Экономическая сущность франшизы заключается в том, что ответственность страховщика начинается с определенного минимума ущерба и ограничивает размеры страхового покрытия. Страховая компания заключая договоры страхования с использованием франшиз позволяет с одной стороны для страхователей получать положительный экономический эффект, с другой стороны для страховщика отражаются возможности повышения устойчивости страховых операций, рентабельности страхового дела и перестраховочных операций за счет поощрения скидками проведения предупредительных организационно - технических мер, проведенных страхователями, и выполнения ими определенных требований, условий по снижению опасностей, угроз для страхуемых объектов.

Рассмотрим основные направления по совершенствованию перестраховочной деятельности на примере компании ОАО «Росгосстрах», которые представлены на рисунке 2.

Другим подходом к решению проблемы принятия рисков является тенденция учреждать профессиональные объединения страховщиков, которые в случае несостоятельности страховщика принимают на себя ответственность в отношении его доли. Но при этом нельзя забывать, что на страхователя, помимо его собственного риска, нагружается риск неплатежеспособности других страховщиков. Ведь фонды пополняются из премий, получаемых страховщиками. Российский союз автостраховщиков затратил в 2011 г. миллиарды рублей на страховые выплаты за страховщиков, оказавшихся несостоятельными. Возмещение этих сумм, мягко говоря, мало вероятно [7].

Перестрахование и «взаимопомощь» страховщиков направлены на более или менее эффективное решение внутренних проблем. Но этого, конечно, недостаточно. Как уже отмечалось решающим фактором роста и развития рынка страхования является уровень государственного регулирования.

В обществах с рыночной экономикой государство может и должно оказывать влияние на реализацию имеющегося потенциала рынка страховых услуг. Оно располагает эффективными средствами, к которым в частности относятся:

• законы, которые вводят, регламентируют или разъясняют нормы гражданско-правовой ответственности;

• законы о неукоснительном применении норм гражданско-правовой ответственности;

• законы о введении обязательного страхования;

• налоговые стимулы или «штрафы» в случае отказа от страхования (давление на потенциальных страхователей);

• отказ от патерналистской компенсации ущерба (если потерпевший имел возможность застраховать риск на обычных рыночных условиях).

До настоящего времени российское государство концентрировало внимание на создании законов об обязательном страховании (конъюнктурный подход). В ряде ситуаций государство компенсировало убытки из государственных источников, что в некоторых случаях приводило, скорее, к обратным относительно ожидаемых результатам: у многих граждан родилось убеждение, что помощь придет и без страховой защиты. В целом это не лучшие предпосылки для развития российской страховой индустрии.

В современных условиях необходимо, чтобы законодательная работа велась с ориентацией на реальную ситуацию, а это значит:

• учет закономерностей страховой деятельности;

• ясность (и недвусмысленность) правовых норм;

• настойчивость в их реализации, невзирая на лица;

• контроль и неотвратимость санкций.

Также очень важна стабильность законодательства, так как постоянные изменения увеличивают правовой нигилизм и создают дополнительные расходы для страховщиков и, в конечном счете, для страхователя.

Важным фактором развития страхования является высокий уровень надежности страховщиков. Явное преимущество накопления средств на банковских депозитах - наличие системы гарантирования сохранности вкладов в пределах 700 тыс. руб. Для повышения доверия к страхованию целесообразно создать аналогичные гарантийные фонды, напрямую контролируемые государством.

Еще один фактор - наличие эффективных стимулирующих мер со стороны государства. В отдельных странах ЕС для этого используются льготы по налогообложению доходов, наследства и др. Реже используются прямые государственные дотации.

В российском налоговом законодательстве наиболее льготный режим установлен в отношении договоров добровольного пенсионного страхования (ДПС) за счет физических лиц: в отношении страховых премий по ним установлены социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (пп. 3 п. 1 ст. 219 гл. 23 НК) с совокупным лимитом в 120 тыс. руб. Льгота означает, что страхователь-налогоплательщик имеет возможность возместить себе 13 % от расходов, потраченных на ДПС. Страховые выплаты по договорам ДПС налогообложению не подлежат. Однако указанные налоговые льготы не несут в себе существенного финансового эффекта в связи с низкой ставкой НДФЛ. Следует признать, что действенное налоговое стимулирование страхования в стране отсутствует. Возможно, имеет смысл работать в этом направлении.

Таким образом, для обеспечения стабильного ускоренного развития страхования в России необходима реализация указанных мер государственного регулирования с активными действиями страховщиков по решению проблем обеспечения надежности своей деятельности, разработке и продвижению инновационных продуктов страхования жизни. Только в этом случае станет реалистичным прогноз Центра стратегических исследований «Росгосстрах» и к 2050 г. проникновение страхования жизни повысится до 2,9 % ВВП, а емкость данного рынка увеличится до 5,6 трлн. руб. (в ценах 2011 г.) [6].


 

Список литературы:

1. Гомелль В.Б. Проблемы современного государственного регулирования страхового рынка в России // Финансы. - 2011. - № 8 - с. 50.

2. Мюллер П. Российский рынок страхования - нераскрытый потенциал? Предпосылки освоения рынка // Финансы. - 2012. - № 7 - с. 58.

3. Романова М.В. Некоторые проблемы развития страхования // Финансы - 2011. -№9 -с. 41.

4. РИА Новости - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://ria.ru/economv/20110304/342302694.html.

5. РИА Новости - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://ria.ru/economv/20110304/342181408.html.

6. «Росгосстрах» - государственная страховая компания - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: vyww.RGS.ru.

7. Сударикова И.А. Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России // Финансы. - 2012. - № 5 - с. 40.

8. Харченко Л.П., Черногузова Т.Н. В поисках пути развития страхования // Финансы - 2011.-№ 1 -с. 50.



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА