Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Роль культуры делового общения в образовательной деятельности

Статья опубликована в сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.: в 13 частях. Часть 2: М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 163 с.
Сильченкова Т.Н., Ермолаева А.Н.

Роль культуры делового общения в образовательной деятельности

Филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» « г. Вязьме

Целью данного исследования является раскрытие сущности значения культуры в образовательной деятельности, рассмотрев ее актуальность.

Актуальность данной темы состоит в подробном рассмотрении важного вопроса связанного с культурой, являющегося фундаментальной основой в формировании личности. Культура - это внутренний и внешний мир личности, сформировавшийся на правилах этики, этикета, а также многовековых традиций, обычаев, основным свойством которых является преемственность, без которых невозможно обойтись.

В образовательной деятельности на первоначальном этапе обучения ведущую роль занимают дисциплины, изучающие правила, виды общения, которые способствуют развитию у человека не только внутренней и внешней, а также корпоративной культуры, что приведет в будущем к созданию положительного социально-психологического климата в коллективе и достижению поставленных целей предприятия, что будет способствовать повышению экономических показателей.

Роль делового общения определяется как отношение межличностного взаимодействия, направленного на достижение какой-то предметной договорённости между несколькими сторонами, так как общение - это взаимодействие на уровне социальных ролей партнёров по достижению поставленной цели по определенному вопросу.

Изучением данного вопроса занимались многие ученые, например, И.И. Зарецкая считает, что успех делового общения состоит в умении правильно задавать вопросы и умении слушать собеседника. Именно подчинение интересов коммуникантов достижению общей цели отличает деловое общение от любого другого.

Следовательно, в общении выделяют три стороны: коммуникативную – передача информации, позволяющая нацеливать собеседников не только на запоминание, но и на рефлексивное осмысление - зачем и для чего нужна эта информация, и ее оценивание; перцептивную - восприятие данной информации и интерактивную - взаимодействие между партнерами во время общения.

Следующий ученый - Т.А. Ильина раскрывает сущность культуры делового общения в образовательной деятельности как межличностное взаимодействие, направленное на достижение общности субъектов, выполняющих или предполагающих выполнение совместной деятельности.

Можно сделать вывод, что роль культуры делового общения велика и является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры.

Наиболее важным и актуальным сегодня является выделение корпоративной культуры, формирование которой начинается с первых шагов образовательной деятельности личности. Именно культура специалиста характеризует его с нескольких сторон: как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемых в индивидуальной деятельности; как итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Культуру специалиста Н. Б. Крылова видит в сформированности следующих составляющих:

- система знаний и интересов, определяющих кругозор личности;

- система убеждений, образующих мировоззренческий уровень;

- система умений и развитых на их основе способностей, проявляющихся в практической деятельности;

- система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности;

- система социальных чувств, образующих уровень эмоциональной культуры.

Эти положения характерны для понимания культуры специалиста любого профиля.

Обучение студентов культуре общения является смыслообразующим направлением, предполагающим создание условий, способствующих переходу культуроведческих знаний и умений к более высокому уровню культурологической интерпретации к применению в профессиональной и повседневной деятельности. Креативные возможности мышления могут обеспечить процесс культурологи общения в нескольких направлениях.

Во-первых, рассмотрение культуры общения современного человека; во-вторых, в процессе общения применять коммуникативные, информационные, гносеологические компоненты.

Для формирования профессионала важно не только создание благоприятных внутренних и внешних условий его деятельности, но и воспитание его как личности. В этом плане профессионализация - это процесс профессионального развития, одновременно представляющий собой и процесс развития личности.

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что культура - это необходимый элемент, участвующий в формировании личности, способствующий развитию как личности, так и коллектива в целом. Культура общения позволяет формировать компетентностный и профессиональный подход в решении задач, стоящих перед специалистами, так как именно цель делового общения состоит из следующих компонентов: когнитивного (система необходимых знаний, норм и правил делового общения), мотивационно-нравственного (осознанное проявление качеств, определяющих культуру общения: вежливость, такт, эмпатия и т. д.), коммуникативного (связанный с особенностями индивидуального коммуникативного потенциала), операционального (опыт проявления культуры общения в практической деятельности).

В заключении можно подвести итог тому, что культура делового общения - одна из основных составляющих профессиональной культуры, культуры специалиста. Мы определяем культуру делового общения как систему знаний, ценностей, образцов поведения, характерных для ситуаций делового взаимодействия, и умение органично реализовывать их на практике с целью достижения результатов совместной деятельности. Культура общения дает больше возможностей человеку продвижения по карьерной лестнице, но для этого личность должна быть заинтересована в постоянном процессе непрерывного образования, так как наиболее важным и актуальным сегодня является знание основ корпоративной культуры, формирование которой начинается с первых шагов образовательной деятельности личности.

1. Рябов В.В. /Педагогическое образование и будущее России/ Рябов В.В., Еракитов А.И., Русецкая М.Н. // Высшее образование в России.- 2012. - № 6.- с. 14-15

2. Племенюк М.Г. /Преподавание культурологи в высшей школе: конструктивистский подход/ Племенюк М.Г. // Высшее образование в России.- 2012, . -№7.- с. 103

3. Баженова B.C. /Система дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России.- 2012. - № 7.- с.85-86

4. Белоцерковский А.В. /Российское высшее образование: о вызовах и рисках / Белоцерковский А.В. // Высшее образование в России, - 2012. - №7. – с. 7-8.

5. Романова Е.С. / Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации студентов //Высшее образование в России. – 2012. - №8-9. – с. 62



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА