Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Роль образования как социального института общества

Статья опубликована в сборнике: Международная научно-практическая заочная конференция: «Образование. Наука. Производство», том 3, Общество и образование. Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012 – 130 с.

ROLE OF EDUCATION AS SOCIAL INSTITUTIONS

Сильченкова Т.Н., доцент, кпн, Ильина А.В., студентка, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме

Silchenkova TN, Associate Professor, CIT, Alexander Ilyin, a student, a subsidiary FGBOU VPO "MGIU" in Vyazma

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме сущности образования как социального института общества, а также в статье раскрываются тенденции образования на протяжении всего его существования.

Abstract

This article is devoted to the nature of education as a social institution of society, and in the article the trends of education throughout his life.

Ключевые слова: организация института образования, взаимодействие между субъектами образования, функции социальных институтов образования.

Keywords: organization of the Institute of Education, the interaction between the subjects of education, the function of social institutions of education.

Социальный институт образования это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством согласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации.

Институт образования обладает специфическими особенностями, проявляющимися в следующем:

- он задает тональность в развитии и совершенствовании общества, его участники это люди разных возрастов и поколений;

- это подлинно социальный институт, потому что в нем реализуются социальные интересы представителей всех без исключения общественных классов и социальных групп;

- это специализированная сфера самовыражения личности как субъекта социальных взаимодействий;

- это такая форма организации жизни, при которой происходит одноцелевое взаимодействие индивидов, которые представляют различные социальные статусные группы и значительно различаются по своим знаниям, опыту, навыкам. [1]

Социальная организация института образования строится с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений его субъектов.

Суть вертикальной организации заключается в упорядочении социальных взаимодействий между субъектами образования, а также в обеспечении рациональных, целенаправленных социальных действий и взаимодействий между разными типами школ. Цель данных взаимодействий заключается во взаимообогащении опытом обучения и воспитания, повышении учащихся по ступенькам знаний, умений, навыков и максимальном раскрытии способностей обучаемых и обучающих.

Горизонтальная организация выражает переход человека из одного состояния развивающегося обучения и воспитания в другое. [3]

Социальные институты образования, независимо от общественно-экономического устройства, политической организации и ряда других особенностей той или иной страны, выполняют следующие общие функции:

- социального перемещения (изменения социального статуса);

- социального воспроизводства (репродуктивную);

- коммуникативную;

- культурно-репродуктивную;

- социального регулирования и контроля;

- инструментальную;

- селективную.

Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит накопление прямо духовного и косвенно материального богатства общества. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие, которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования. Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности. Поэтому в этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося.

Последние включают три взаимосвязанные стороны: ситуативную (осознание наличных социальных позиций и путей их достижения), ретроспективную (осознание человеком своего социального происхождения) и перспективную (выбор будущего социального положения и путей, этапов движения к нему). Образование предоставляет возможности осуществлять все три стороны социальной ориентации.

Коммуникативная функция это, прежде всего, двусторонняя связь между образованием и окружающим миром. Ценности, усваиваемые личностью в процессе обучения, воспроизводятся также и другими сферами жизни общества: политической, экономической, наукой и т.д.

Культурно-репродуктивная функция отражает ту реальность, что в ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранять и увеличивать культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не штампуются, а индивидуализируются. И, конечно, чем большее число поколений участвует в этом, тем значимее проявляется культурно-воспроизводящая функция образования.

Селективная функция образования выражается в естественной дифференциации учащихся по способностям, предметным и профессиональным предпочтениям.

Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в силу экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний мир учащихся и преподавателей в нужном направлении. Здесь происходит формирование уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям своего народа, региона и т.п.

Инструментальная функция социального института образования выражается в разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах жизни общества: труде, учебе, семейной жизни и т.д.; в разработке превентивных мер против возможных вариантов отклоняющегося поведения. [2]

История существования сферы образования показала, что на каждом этапе ее функционирования проявляются свои тенденции развития, которые вызваны внутренними причинами или внешними условиями. При этом есть ряд тенденций, которые сопровождают институт образования на протяжении всего его существования.

К первой группе таких тенденций относятся характеризующие внутренний мир образования, определяющие его сущностную сторону и поддерживающие социальную феноменальность института образования. Ко второй группе таких тенденций относятся те, которые являются результатом воздействия на образование со стороны окружающей социальной среды во всех ее вариантах (политических, экономических и других факторов). К первой группе тенденций относятся: гуманистическая сущность института образования; диалектического единства обучения и воспитания; взаимного благоприятствования в социальных действиях субъектов образования; стимулирование самообразования учащихся как личностей; социализации учащихся в процессе обучения и воспитания; оптимальности в управлении образованием. [3]

Взаимодействие института образования и внешней социальной среды, вторая группа тенденций, предопределяет образовательно-воспитательные изменения, формируя следующие закономерности:

- непосредственное влияние культуры общества на перманентное повышение качества образования;

- возрастание требований общества к содержанию и уровню образования;

- определяющее воздействие экономики на жизнестойкость института образования;

- зависимость характера и содержания образования от изменений в социальной структуре общества;

- соответствия государственной политики образования потребностям социума.

Указанные закономерности еще в большей степени подчеркивают социальный характер института образования. Поэтому реформирование системы образования без учета институциональных основ ее жизнедеятельности и связей с другими институтами общества может привести к переменам, не отвечающим требованиям современного общества.

Анализ и критическая оценка состояния образования в России, выявление объективных и субъективных причин его несоответствия потребностям общества, позволили разработать государственную национальную программу, стратегию и тактику обновления и создания жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания, обеспечения возможности постоянного духовного совершенствования личности.

Литература

Выготский Л. С. Педагогическая психология/Психологическая наука и образование. – 2009. - №5

Зборовский Г.Е. Социология образования/Открытое образование. – 2010. - №7

Кон И.С. Социология личности/Образование и общество. – 2009. - №4

Literature

Vygotsky, LS Educational Psychology / Psychological Science and Education. - 2009. - № 5

Zborowski GE Sociology of Education / Open Education. - 2010. - № 7

Kon IS Legal personality / Education and Society. - 2009. - № 4



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА