Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Какие существуют закономерности и принципы обучения?

Какие существуют закономерности и принципы обучения?

       По своей сущности процесс обучения — это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие закономерности общественного развития, закономерности формирования личности, закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся:

   Таблица 1 - Закономерности самого педагогического процесса
Закономерность Характеристика
соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни
соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения
соответствие воздействий обучающего познавательный, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и в неучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности
соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения Современное обучение предполагает широкое использование технических средств обучения. Однако сегодня они достаточно многочисленны и многообразны. Для того чтобы они повышали эффективность обучения, необходимо их применять в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кроме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся
моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особенностям развития современного общества. Поэтому вся их учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой они могут применять полученные знания, умения и навыки на практике
    
        Закономерности обучения определяют его принципы, которые представляют собой основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Основными из них являются:
        •   сознательность, активность и самостоятельность в обучении, которая предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулирует познавательную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике;
      •   наглядность обучения, которая должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;
      •   систематичность, последовательность и комплексность в обучении, требующие давать стройную систему знаний учебной дисциплины; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала;
     •   обучение на высоком уровне трудностей, ориентирующее на постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; изучение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; доходчивое раскрытие сложных положений, не допуская излишней детализации, сообщения избыточной информации; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности;
   •   прочность овладения знаниями, навыками и умениями, требующая разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; применения изученного учебного материала в практической деятельности обучаемых; стимулирования самостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала;
   •   групповой и индивидуальный подход в обучении, предполагающий обучение детей согласованным слаженным совместным действиям, формирование в группе обучения положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).


НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА