Социальная система управления и ее составляющие
Социальная система управления. Она включает в себя: субъект и объект управления, цель управления, проявление управленческих функций, принципов и отношений. 1. Субъект управления. Представляет собой структурно обозначенные объединения людей как руководитей на персональном уровне, наделенных управленческими полномочиями и осуществляющих управленческую деятельность. 2. Объект управления. Включает отдельных людей или их группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления. 3. Функции и принципы управления. Функции управления обеспечивают выполнение ряда конкретных направлений управленческой) деятельности. Они подразделяются на: • целевые, назначение которых состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать отрасль, регион, учреждения и т. д.; • организационные, назначение которых состоит в использовании оптимальных методов объединения специалистов, сотрудников для реализации целей существования системы управления, обеспечения жизнедеятельности всех ее подструктур; • материально-технического обеспечения, посредством которой руководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах; • экономит-финансовую, которая позволяет руководителю своевременно определять реальную стоимость для его организации при осуществлении поставленной задачи и понесенные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений; • учета и контроля, которая состоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т. е. количественной обработке, регистрации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о количественном наличии финансов и материальных ресурсов; • социальную, направленную на то, чтобы способствовать эффективному разрешению возникающих в обществе противоречий, которые обусловлены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, наличие граждан, утративших способность к производственному труду и требующих социальной защиты; • мотивации, направленную на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей. Принципы управления — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.
К наиболее общим из них относятся следующие принципы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Принципы управления
Принцип |
Характеристика |
социальной направленности |
отражающий необходимость для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп |
законности |
состоящий в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников-регулируются нормами права, а все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона |
объективности |
требующий знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов |
системности |
предполагает, что субъект управления при выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления |
комплексности |
заключающийся в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные,идеологические,психологические,организационные, политические |
соединения единоначалия и коллегиальности |
отражающий в процессе управления взаимодействие двух форм проявления властных полномочий — единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений, а коллегиальность выступает как фактор коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности |
гласности |
обеспечивающий доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения и включающий в себя правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации |
4. Управленческие отношения. В процессе осуществления функций управления сотрудники вступают в определенные управленческие отношения, которые выступают как процесс общественных действий участников управления, в ходе которого удовлетворяются как их общие, так и особые интересы.
|