Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Содержание мышления

Содержание мышления

       Содержание мышления многообразно.
    Во-первых, оно проявляется через его операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизацию).
      Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять составные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.
     Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к це¬лому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей.
      Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.
    Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть «в глубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.
    Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем со¬знании всю сущность явления.
     Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.
     Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы (понятие, суждение и умозаключение).
     Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
    Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.
     Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений.
     В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его видов (наглядно-действенного, образного, отвлеченного).
   Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
   Образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
     Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
     В-четвертых, мышление проявляется через его способы (индукцию и дедукцию).
     Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях осооенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи использования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.
   Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в обратном индукции порядке. Например, чтобы доказать, что данный угол в тре¬угольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: данный угол больше другого.

 



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА