Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Уездные училища Смоленской губернии после Отечественной войны 1812 года

Статья опубликована в сборнике: Международная научно-практическая заочная конференция: «Образование. Наука. Производство», том 3, Общество и образование. Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012 – 130 с.

 

DISTRICT SCHOOLS SMOLENSK PROVINCE AFTER THE WAR OF 1812.

 

Сильченкова Т.Н., доцент, кпн, Филиппова А.А. доцент, кфилн, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме

 

Silchenkova TN, Associate Professor, CIT, Filippov AA Associate Professor, kfiln, branch FGBOU VPO "MGIU" in Vyazma

 

Аннотация

В данной статье рассматривается послевоенная история уездных училищ Смоленской губернии.

 

Abstract

This article examines the postwar history of the province of Smolensk district schools.

 

Ключевые слова: уездные училища, освобождение Вязьмы, наполеоновские войска.

 

Keywords: district schools, the release of Vyazma Napoleon's forces.

 

В Вяземском филиале Государственного архива Смоленской области (ВФ ГАСО) сохранились документы о деятельности Вяземского и Гжатского уездных училищ, а также Сычевского малого народного училища сразу по окончании Отечественной войны 1812 года.

Документальные сведения  неодинаковы по своему объему, но  они дают возможность значительно дополнить уже известные факты об образовательной и просветительной деятельности в смоленском крае. Период восстановления училищ после Отечественной войны 1812 года представляет особый интерес в связи с юбилейными датами: 200-летием изгнания неприятеля за пределы России и заграничными походами 1813-1814 гг.

Первое дело из фонда Вяземского уездного училища, датировано 1814 годом и начинается с исторической записки. В ней сообщается, что Вяземское уездное училище, существовавшее в городе до Отечественной войны с Францией и относившееся к Московскому учебному округу, было закрыто летом 1812 года «по случаю нашествия неприятеля на город Вязьму». Как свидетельствует историческая записка, все казенное имущество было доставлено в Московский университет «смотрителем училища капитаном Жиркевичем».

26 августа 1812 года из Императорского Московского университета на имя Алексея Жиркевича были выданы следующие документы: квитанция «о спасенных им по случаю войны из Вяземского училища библиотеки и денег 11 рублей 43 копеек» и «Билет Алексею Жиркевичу для свободного проживания в русские города».

Квитанция и «Билет» были подписаны ректором московского университета Иваном Геймом: подлинный автограф этого известного ученого в области древностей и словесности,  сохранившийся в архиве города Вязьмы, несомненно, имеет мемориальную и  историко – культурную ценность. Известно, что И.А. Гейм был преподавателем А.С. Грибоедова, декабриста И.Д. Якушкина, смоленского дворянина В.И. Лыкошина.  

После освобождения Вязьмы от наполеоновских войск смотритель Вяземского уездного училища А.Жиркевич вновь приступил к своим обязанностям и активно принялся за восстановление вверенного ему учебного заведения. Во входящих бумагах училища от 4 января 1813 года уже находится письмо директора училищ Смоленской губернии Льва Людоговского, который рекомендует Жиркевичу «по изгнанию неприятеля привести все в прежний порядок» и срочно донести об этом ему в Духовщину. Среди первоочередных требований Людоговского:

1. Сообщить, с которого времени существовало училище и приняло ли оно прежнее существование;

2. Сберегло ли училище имущество и что именно;

3. Что осталось в наличии из учебных книг;

4. «Ежели паче чай означенное училище до ныне не восстановило прежнего существования, то о причинах тому представить и всевозможными стараниями привести в действие училище как можно скорее».

В бумагах за 1813 год не раз встречаются также «ордера» о предохранении детей от «прилипчивых болезней», распространившихся после «бывших внутри России военных действий, не только в местах, где они происходили, но и в других губерниях от прихода пленных, разными болезнями зараженных».

В документах содержатся просьбы сообщить временной комиссии при Московском университете об убытках училища, нанесенных неприятелем, и другие распоряжения и предписания вышестоящих инстанций.    

Паспорт А.Жиркевича «для проезда в Вязьму», выданный 3 мая 1813 года по указу Александра 1 и подписанный попечителем Московского учебного округа тайным советником Голенищевым – Кутузовым, свидетельствует о том, что смотритель Вяземского училища не раз посещал Москву и Петербург «по казенной надобности».

Вяземское уездное училище расположили «в нижнем этаже каменного дома, принадлежащего Градскому Обществу» и 24 августа 1813 года туда были завезены столы, стулья и доски. Жители города Вязьмы пожертвовали училищу 143 рубля, передали 10 книг и один образ, живописец Зуев обязался передать портрет Александра 1 собственной работы и покрасить мебель.          

Примерно в это же время в Вязьму приехали преподаватели Гжатского уездного училища – «первоклассный учитель Прокопий Корейша и второклассный Иван Гносевич». В деловых бумагах сообщается, что Прокопию Корейше удалось спасти имущество Гжатского училища, которое и было передано в Вяземское по описи. (В связи с тем, что в Вязьме сосредоточилось имущество училищ двух уездов, некоторое количество книг и учебников было отправлено в Смоленск).

25 октября 1813 года для смотрителя А. Жиркевича поступило распоряжение Л.Людоговского: «учителю Корейше за спасение Гжатского училищного имущества объявить вознаграждение», после чего была направлена просьба Смоленскому губернатору о выдаче Прокопию Корейше 100 рублей из экономии училища.  

4 ноября 1813 года в Вяземском училище «на первый случай был составлен один класс и приходское отделение. Учеников вступило при нем 11 человек, вновь поступило 12, а выбыло 5. Публичных испытаний не было».

Почти такие же документы и предписания вышестоящих организаций сохранились в фонде Сычевского уездного училища. К сожалению, никаких сведений о довоенном периоде существования Сычевского малого народного училища, равно как и о его имуществе в данном фонде не сохранилось. Косвенно подтверждают его сохранность бумаги, датируемые ноябрем 1813 года. В них содержится предписание учителю Солнцеву «из имеющихся продажных книг часть выделить в Гжатское училище с первою почтою учителю господину Богдановичу» и уведомление вышеназванного Богдановича о получении книг в декабре того же года. Из Сычевского училища в Гжатск были отправлены 23 «Российских букваря», 20 «Сокращенных катехизисов», 20 «Правил для учащихся», 12 «Священных историй», 20 «Арифметик».

Из документов явствует, что преподавателю училища Солнцеву было выплачено жалование в сумме 36 рублей 68 копеек «за время оккупации по предписанию Временной комиссии, учрежденной для управления делами Московского университета». Кроме того, в деле сохранилась «квитанция на повышение Солнцева в чине».

Запрос учителя Солнцева в Губернское дворянское собрание «О праве ношения на ленте св. Владимира в петлице Отечественной бронзовой медали высочайше за 1812 год назначенной» свидетельствует о том, что этот представитель смоленских училищ  проявил себя героически в дни Отечественной войны 1812 года.

Таким образом, из обнаруженных документов следует, что власти огромное внимание уделяли восстановлению образовательных функций на местах сразу после изгнания наполеоновских войск, несмотря на огромный урон, причиненный неприятелем. Деятельность преподавателей по спасению учебного имущества и восстановлению педагогического процесса в училищах была отмечена властями. Это продолжалось и в последующие годы.

Так 16 сентября 1815 года в Вяземском училище «по предписанию Директора училища произведено было открытое испытание учащимся, и по оном составлено в нем 2 класса, в 1 – м 14, во 2 – м 10 человек». В 1816 году «благотворительными особами» в училище было пожертвовано 310 рублей, в 1817 – 338 рублей. В ноябре этого года уездное училище «из прежде занимаемого дома было переведено в каменный общественный дом, приходское в деревянный дом купца Сухоплюева».

В 1822 году уездное училище «посетил Господин Смоленский Гражданский губернатор и кавалер Храповицкий, и за порядок им в училище замеченный объявил свое удовольствие».

В августе 1832 года Вяземское уездное училище инспектировал знаменитый профессор правоведения Московского университета Л.А. Цветаев. Он «обозревал училище по всем частям и за исправность оного объявил штатному смотрителю и учителям свою благодарность».

В октябре этого же года училище посетил Смоленский гражданский губернатор Н.И. Хмельницкий, известный литератор, знакомый Пушкина и Грибоедова. Как свидетельствуют современники, его особенно любили на Смоленщине, в свое время он многое сделал для образования и культуры нашего края. 

В момент его приезда в Вязьму уездное училище посещали 64 ученика, в штате состояли: почетный и штатный смотрители, два учителя. Приходское училище, продолжавшее существовать в отдельном здании как составная часть уездного, посещали 34 учащихся, которых обучал один учитель.

В заключении отметим, что послевоенная история уездных училищ восточной части Смоленщины отражена достаточно полно. 

 

Архивные документы и литература

1.          Вяземский филиал ГАСО. Ф. 42. Вяземское духовное училище.

2.          Памятная книжка Смоленской губернии на 1900 год.- Смоленск, 1900.

3.          Смоленская область. Энциклопедия. Т.2. – Смоленск, 2003.

 

Archival documents and literature

1. Vyazemsky branch GASO. F. 42. Vyazemskoye seminary.

2. The memorial book of the Smolensk region in 1900. - Smolensk, 1900.

3. Smolensk region. Encyclopedia. V.2. - Smolensk, 2003.



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА