Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

PERSONNEL MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS AS A FACTOR IN ECONOMIC DEVELOPMENT COMPANIES

 

Сильченкова Т.Н., кпн, доцент, зав.кафедрой «МЭА» филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Вязьме

Silchenkova TN, CIT, Associate Professor, Head of Department «MEA» the branch of FS BEI of HPE «MSIU» in the town of Vyazmе

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию значения управления персоналом на предприятии как фактора его экономического развития.

Abstract

This paper investigates the value of personnel management in the enterprise as a factor in its economic development.

Ключевые слова: управление персоналом, конкурентоспособность предприятия, трудовые ресурсы, значение, современные условия.

Keywords: human resource management, enterprise competitiveness, labor, value, modern conditions.

 

Данная тема актуальна в современных условиях, так как управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием,  являясь одной из наиболее важных задач и главным  фактором экономического развития предприятия. Можно с уверенностью сказать, что эффективное управление персоналом позволит добиться высоких экономических результатов в деятельности.

На сегодняшний день большое значение  в управлении персоналом уделяется личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием.

Можно отметить, что главной целью управления персоналом  является обеспечение эффективной организа­ции  человеческих ресурсов в пределах предприятия и формирования личности, обладающей высокой ответственностью, коллективной психологией, высокой квалификацией, обладающей профессиональными компетенциями в данной отрасли.

Главным  фактором экономического развития предприятия является  управление персоналом, представляющее собой  одно из значимых направлений в управленческой деятельности, требующих особых  знаний, умений и  навыков  в системе управления персоналом на предприятии.

 Основными целями управления персоналом предприятия являются:

- достижение поставленных задач предприятия;

- обеспечение  конкурентоспособности предприятия в современных экономических условиях;

- эффективное управление персоналом, приносящее   максимальную прибыль;

-  правильное использование мастерства и возможностей работников;

- обеспеченность предприятия высококвалифицированными кадрами;

- создание положительного социально-психологического климата в коллективе и создание условий для повышения удовлетворенности работников своей работой, к их наиболее полному самовыражению.

Следовательно, если на предприятии руководители отделов по работе с персоналом будут   рассматривать  человеческие ресурсы предприятия  как ключ к ее эффективности, то с уверенностью можно сказать. Что цели будут достигнуты и в будущем принесут положительные результаты.

Управление персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах; разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала; планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации, переподготовка и др.

 А также известно, что управление персоналом – это фундаментальная основа для получения высоких экономических показателей на предприятии, и главное должно быть наличие особых качеств у специалистов, занимающихся этой деятельностью.

Об эффективности в управлении персоналом можно суть тогда, когда предприятие обеспечено информационными программами, существуют специальные системы подбора, развития, оценки и вознаграждения персонала, что способствует формированию профессиональных компетенций как управляющей, так и управляемой систем в данной области.

Можно отметить также,  что сущность управления персоналом состоит в человеческих ресурсах, которые добыты на рынке труда в конкурентной борьбе – это и есть ценность предприятия. Для достижения целей предприятия и получения прибыли, нужно мотивировать, стимулировать, развивать работников, для того чтобы они выдавали необходимые новые знания в работе. Так как на сегодняшний день, в условиях массового производства,  работодатель требует от работника качества, следует отметить тенденцию дешевизны стоимости рабочей силы, а так же упрощение труда.

Исходя из сведений из истории, хочет наиболее  подробно рассказать, что в первобытную эпоху в родовой общине сложилась простейшая кооперация (совместная, коллективная работа) как исторически первая форма общественного труда.

В современных рыночных условиях, можно наблюдать характерную черту – это зависимость производства от качества трудовых ресурсов, форм и методов их использования, уровня привлечения работников в производственных делах.

Все большее значение приобретает управление персоналом как ведущего фактора повышения конкурентоспособности  предприятия, а так же успешного и перспективного его развития.

Говоря об эффективности управления предприятием нельзя забывать об эффективном управлении персоналом, где важную роль играет и обучение работников. Следует отметить, что в ходе обучения работники предприятия приобретают новые навыки в работе на основе анализа деятельности своего предприятия. И это явно является положительной тенденцией в конкурентоспособности любого предприятия.

Предприятия, которые осуществляют современную корпоративную образовательную подготовку, лидируют в условиях конкуренции. У таких предприятий есть возможность в короткие сроки дать ответ на любые изменения внешней среду, путем повышения производительности управленческого и технологического труда.

Необходимо понимать, что стратегия развития персонала – есть совокупная модель действий, которые направлены на формирование обобщенных требований к трудовым ресурсам и его уровню эффективности работы, необходимого для достижения бизнес целей предприятия. С точки зрения влияния на стратегию развития персонала, особенно важными представляются три составляющих стратегии предприятия, способствующее повышению его конкурентоспособности.

Основу совершенствования систем и методов управления должно быть положено рациональное использование трудового потенциала.

Иначе говоря, знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотивационная сфера работников любого предприятия (т.е. основные слагаемые потенциала работника), в современных условиях становятся все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом.

Важным инновационным направлением в системе управления персоналом является формирование инновационного потенциала работника, который определяется как  способность к восприятию новой информации, повышению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решения нестандартных задач и новых методов решения стандартных задач. [1]

В настоящее время в области управления персоналом на предприятии существует проблема неэффективной обратной связи. Руководство предприятия в процессе разработки и реализации своей стратегии должно получать достоверную  и объективную информацию с рабочих мест руководителей и специалистов о возникающих проблемах, особенностях и т.д.

Однако, добиться получения данной информации достаточно трудно вследствие желания подчиненных скрыть негативную информацию, даже при условии, что непосредственной вины работника нет и причина возникновения такой ситуации находится за пределами профессиональных возможностей сотрудника. Но опытные подчиненные понимают, что психологическая реакция руководства будет негативной и направлена на информатора. В результате это приводит к тому, что руководство предприятия само лишает себя важной информации. Поэтому для успешного развития предприятия очень важно формирование эффективной обратной связи, этому будет способствовать использование в работе современных информационных систем в области управления персоналом.

Также следует отметить, что довольно мощным средством повышения эффективности труда сотрудников предприятия является постоянное и насколько возможно полное информирование персонала о делах предприятия, ее проблемах, успехах и т.д.

Данный метод сопричастности впервые был использован на японских предприятиях в виде реализации принципа «Большой семьи», когда еженедельно проводились собрания, на которые приглашался весь персонал предприятия и на которых руководство предприятия подробно рассказывало о целях и задачах предприятия. В результате создавалась и намеренно поддерживалась атмосфера сопричастности сотрудников к деятельности предприятия, его развитию.

Управленцам следует учитывать, что самым негативным фактором, который будет барьером для создания такой атмосферы, будет удаленность от сотрудников, дистанцирование, а также демонстрация своих преимуществ перед ними и высокого социального статуса.

Для успешного экономического развития предприятия очень важно формирование творческого, профессионального коллектива. Для этого необходимо, чтобы каждый сотрудник в коллективе был полноценно развитой личностью. Однако, управлять коллективом личностей – задача, несомненно, гораздо более сложная, чем управление безликим коллективом. Поэтому, чтобы осуществить такое управление, менеджер должен сам обладать и управлять определенными волевыми и интеллектуальными качествами. При этом эффективность и ценность результатов труда коллектива личностей гораздо выше.

На основе этого возникает закономерный вопрос – как эффективно осуществить такое управление. В настоящее время активно используются два подхода – американский и японский. Американский подход заключается в индивидуализме, ярком выражении своих способностей, что обеспечивает высокие показатели труда отдельно взятого сотрудника.

В свою очередь, японская концепция основана на духе коллективной работы, что очень эффективно, когда необходима организованная совместная деятельность. Однако, основным недостатком этого подхода является неприемлемость нестандартных сотрудников, инновационных подходов к выполнению своей работы.

Для России, учитывая менталитет русских людей, наиболее уместно и необходимо сочетание этих противоположных парадигм. На этой основе возможно создание крепкого коллектива личностей, что положительно скажется на конкурентоспособности предприятия в целом.

Также нельзя забывать о значимости организационной культуры в системе управления персоналом предприятия. Нормы и ценности, входящие в нее, имеют большое значение для мотивации персонала. Корпоративная культура является инструментом, который позволяет обеспечить эффективность бизнес-процессов организации. Она способствует улучшению деловых взаимоотношений, определяет способы общения между сотрудниками и способы построения внутренних коммуникаций. [2]

В современных условиях работа кадровой службы довольно многогранна и значима. Эффективное функционирование данной службы позволит повысить сплоченность коллектива, его производительность и соответственно конкурентоспособность.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что только на пересечении трех составляющих: конкурентоспособные технологии, конкурентоспособные методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал, можно достичь конкурентоспособности предприятия в целом, что, в свою очередь, является залогом его эффективной работы. Важно отметить, что система управления персоналом – это неотъемлемая часть стратегии развития предприятия.

Литература

1.           Сильченкова Т.Н. Значение инноваций в системе управления персоналом. Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 4. Том 43. – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. – 96 с.

2.           Урусова Т.В., Резцова Т.В., Ульянов В.О. Роль корпоративной культуры в системе управления аптечным коллективом. Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V международной научно-практической конференции (23 апреля 2014 года). – Отв. редактор Уварина Н.В. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. – 464 с.

Literature

1. Silchenkova T.N. The importance of innovation in the system of personnel management. Proceedings of the SWorld. - Issue 4. Vol.43. - Odessa: KUPRIENKO ST., 2013. - 96 S.

2. Urusova T.V., Reztsova T.V., Ulyanov V.O. Role of corporate culture in the system of management of the pharmacy staff. Problems of economy, organization and management in Russia and the world: Materials of V international scientific-practical conference (23 April 2014). - Resp. editor Uverena NV - Prague, Czech Republic: Publishing house of WORLD PRESS s r.o., 2014. - 464 S.

 



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА