Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

В чем состоят особенности самовоспитания?

В чем состоят особенности самовоспитания?

         Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы.
        1. Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.
          Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека, самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.
      2. Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе него требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей но саморазвитию.
          3. Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.
           К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др. Общие методы самовоспитания представлены в таблице 1.
        Самоообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.
         В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.
          В жизни неоднократно встречаются факты, когда человек формулирует для себя личные правила, которых он стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. Например, ими могут выступать правила, вытекающие из основ христианской морали и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и современности.
          Можно руководствоваться в практической деятельности по самовоспитанию следующими правилами — всегда и во всем:
          •   умей сосредоточить свое внимание на начатом деле;
          •   не отвлекайся во время работы;
          •   подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом;
          •   не закончив начатого дела, не переходи к другому;
          •   старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно;
          •   встретишь на пути трудности — не прекращай работу;
         •   умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»;
         •   проявляй терпение, встречаясь с трудными и экстремальными ситуациями;
         •   думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в подобных обстоятельствах;
         •   со всеми проявляй вежливость и тактичность;
         •   избегай грубости, даже с теми, кто тебе грубит;
         •   веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение;
         •   сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной;
         •   учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку;
         •   внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок;
          •   подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания.
Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложна, многообразна и изменчива, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.
 
Таблица 1 -  Общие методы самовоспитания
 
Название Особенность
самообязательства осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств
самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности человек формулирует для себя личные правила, которых он стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации
самоотчет Обязательно проводить анализ своих действий и поступков. Нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком.


 


Какова периодизация развития детей различных возрастных групп? Каковы особенности образования в РФ? В чем состоит сущность процесса самообразования? Каковы задачи и методы самообразования? Что такое процесс самовоспитания? Что является методологическими основами педагогики? Какие методы исследования использует педагогика? В чем состоит сущность образования как общественного явления?  В чем состоит сущность обучения как общественного явления и каковы его функции?  В чем состоит сущность воспитания как общественного явления? 

НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА