В чем состоят особенности самовоспитания?
Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы. 1. Психологические предпосылки самовоспитания. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека, самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.
2. Условия, способствующие самовоспитанию. Самовоспитание - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. В ходе него требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокритичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей но саморазвитию. 3. Методы самовоспитания. Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др. Общие методы самовоспитания представлены в таблице 1. Самоообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств. В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека. В жизни неоднократно встречаются факты, когда человек формулирует для себя личные правила, которых он стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации. Например, ими могут выступать правила, вытекающие из основ христианской морали и нравственности или заимствованные у великих людей прошлого и современности. Можно руководствоваться в практической деятельности по самовоспитанию следующими правилами — всегда и во всем: • умей сосредоточить свое внимание на начатом деле; • не отвлекайся во время работы; • подумай сначала сам, если не получится, то обращайся за советом; • не закончив начатого дела, не переходи к другому; • старайся все делать вовремя, толково и самостоятельно; • встретишь на пути трудности — не прекращай работу; • умей себя поощрять: «Ты не хуже других», «Потерпи, ничего не случится», «Подумай», «Если захочешь, ты сделаешь»; • проявляй терпение, встречаясь с трудными и экстремальными ситуациями; • думай, как лучше спланировать свою деятельность и поведение в подобных обстоятельствах; • со всеми проявляй вежливость и тактичность; • избегай грубости, даже с теми, кто тебе грубит; • веди себя спокойно, когда тебя критикуют, а если критика незаслуженная, попроси слова и выскажи свое мнение; • сдерживай себя от обиды: причина ее может быть случайной; • учись слушать, наблюдать и создавать на работе и дома благоприятную обстановку; • внимательно слушай указания и советы старших, высказывания товарищей, это поможет избежать многих ошибок; • подумай, почему именно тебе были высказаны претензии или сделаны замечания. Разумеется, нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. Практическая жизнь и деятельность настолько сложна, многообразна и изменчива, что предусмотреть все невозможно, но стремиться к совершенствованию самого себя необходимо постоянно.
Таблица 1 - Общие методы самовоспитания
Название |
Особенность |
самообязательства |
осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств |
самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности |
человек формулирует для себя личные правила, которых он стремится придерживаться в целях самосовершенствования, самоорганизации |
самоотчет |
Обязательно проводить анализ своих действий и поступков. Нельзя составить правила на все случаи жизни и полагать, что достаточно их выучить, чтобы стать воспитанным человеком. |
|