Образовательный сайт Сильченковой Т.Н.

Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

Воля и волевые черты характера

                                                                                       Воля и волевые черты характера
Особое место в характере человека занимают волевые черты , воля . Волю называют основой характера, его становым хребтом. Все, наверное, слышали, да и сами не раз употребляли такие выражения: «человек с характером», «у него твердый характер» или, наоборот: «бесхарактерный», «мямля», «ни то ни се». В них как раз и подчеркивается прежде всего выраженность волевых черт характера человека. Недаром ученые и писатели, которые изучали характер человека, всегда подчеркивали значение воли. Великий древнегреческий философ Аристотель, который обобщил в своих трудах все научные достижения современного ему мира, так сопоставлял характер и волю: «...Характер – это то, в чем обнаруживается направление воли; поэтому не изображают характера те из речей, в которых не ясно, что кто либо предпочитает или чего избегает...»
А вот что говорил о значении воли великий французский писатель Оноре де Бальзак: «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных способностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». А великий педагог (и психолог!) К. Д. Ушинский подчеркивал значение постоянной деятельности, постоянных упражнений для воспитания воли: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю».
Воля – это способность чесознательные действия, которые ловека совершать сознательтребуют преодоления внешних  действия, которые треили внутренних трудностей.
Начинается волевое действие с того, что у человека возникает какая то потребность , которая толкает его на проявление активности, возникает мотив деятельности. Уже на этом первом этапе возможна внутренняя борьба, борьба мотивов . Она возникает тогда, когда перед личностью есть несколько возможных целей, отвечающих разным ее потребностям. Уже на этом этапе человеку приходится проявлять свою зрелость, понимание общественных интересов, умение сочетать личное и общественное, разбираться, что в данный момент нужнее всего. Примеров здесь можно найти сколько угодно. Достаточно проанализировать свои поступки хотя бы за один день, чтобы обнаружить много случаев, когда пришлось выбирать: «Что делать?» Эти решения могут касаться самых простых вопросов, например, куда пойти вечером – в кино или на концерт, и очень сложных жизненных проблем – куда пойти после окончания школы. Наряду с понятием «мотив» нередко говорят и о стимулах того или иного поведения, той или иной деятельности. Если мотив – это внутреннее побуждение, внутренняя причина волевого действия, то стимул – это побуждение, обусловленное какими то внешними факторами. Например, познавательный интерес, который побуждает ученика проявлять активность в учении, это, конечно, мотив, а стремление получить награду или страх перед наказанием – стимул. Недаром древние греки называли стимулом (stimulus ) заостренную палку, которой погоняли (стимулировали!) ослов. Вспоминается одна старая интермедия. Мать с гордостью заявляет, что изобрела сдельно премиальную систему для повышения успеваемости своего сына: «Я за пятерку плачу ему пять рублей, за четверку – четыре, за тройку – три рубля, за двойку – два рубля, за кол – рубль. И вот он сообразил: чтобы заработать десятку на кино, он должен получить либо две пятерки, либо пять двоек. И он идет в кино по линии наименьшего сопротивления». (Вы, конечно, понимаете, что деньги тогда были другие.)



НОВОСТИ


Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 

Начинается набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в конференциях!
подробнее   >>>
 


все новости...

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА