Статья опубликована в сборнике: Международная научно-практическая заочная конференция: «Образование. Наука. Производство», том 3, Общество и образование. Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012 – 130 с.
EDUCATION AS A SOCIAL CATEGORY OF KNOWLEDGE
Сильченкова Т.Н. доцент, кпн, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме
Silchenkova TN Associate Professor, CIT branch FGBOU VPO "MGIU" in Vyazma
Аннотация
Данная статья посвящена роли и значению воспитания в структуре социологического знания, а также особенностям исследования воспитания как социокультурного феномена.
Abstract
This article focuses on the role and importance of education in the structure of sociological knowledge, and particularly research on education as a social and cultural phenomenon.
Ключевые слова: социология культуры, исследование воспитания, уровни социологии.
Keywords: sociology of culture, the study of education, levels of sociology.
Многоуровневость современного социологического знания определяется в первую очередь специализацией и разделением научного труда, что, по мнению ряда ученых, служит «важным фактором пролиферации идей, а процесс дифференциации и специализации научных знаний неизбежно оборачивается увеличением числа отраслей, дисциплин, субдисциплин, направлений, школ, перспектив внутри социологии». Для анализа состояния социологии воспитания как субдисциплины нужно рассмотреть ее материнский (социология) и отраслевой (социология культуры) базисы. Это позволит выявить содержание воспитания, рассмотренного в социокультурном контексте.
Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества можно охарактеризовать так:
вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности;
выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности;
влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности. [3]
Социолог, который исследует воспитание, разумеется, исходит из понимания предмета общей социологии, что обусловлено принадлежностью ее к последней по родовому признаку. Таким образом, социологический анализ воспитания необходимо начинать с понятия социального, являющегося основной категорией общей социологии. Р. Арон писал: «Социология есть исследование, претендующее на научный подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на макроуровне больших совокупностей классов, наций, цивилизаций, или, используя ходячее выражение, глобальных общностей».
Воспитание является социокультурным феноменом, и это может восприниматься как аксиома, ибо первоначально термины «культура» и «воспитание» употреблялись как синонимы. Под последним понималось «возделывание», «развитие» личности.
Анализ основных направлений исследования, истории социологии и исследование состояния современного социологического знания, как в России, так и за рубежом, показывает, что его дифференциация не всегда приводит к выделению самостоятельных отраслей науки. Представляется весьма верным замечание В. Я. Нечаева о том, что научное познание по своей природе нуждается не только в целостном, но и в дифференцированном подходе, не только в изучении отдельных качеств с точки зрения их общей природы, так и в их особенном, уникальном бытии. [1]
Социология культуры включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные группы.
- Группа социологических дисциплин, относящихся главным образом к духовной культуре: а) социология нравственной культуры; б) социология науки; в) социология образования; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры.
- Группа социологических дисциплин, связанных по большей части с изучением материальной культуры: а) социология физической культуры; б) социология культуры материального производства; в) социология культуры быта; г) социология сексуальной культуры.
- Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляют собой «вертикальное сечение» материальной и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология экологической культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология правовой культуры. [2]
В контексте социологии образования акцент делается на функциональности воспитания в структуре социального института образования. В рамках социологии культуры - на его регулятивной роли, нормативно-ценностном содержании и консолидирующем потенциале.
Научно-теоретические основы исследования воспитания как социокультурного феномена включают три главных уровня.
Первый уровень - знания:
- знания о соотношении воспитания и социализации; о соотношении субъективного и объективного в воспитании;
- знания о том, в каких формах существует воспитание как социокультурное явление;
- знания о сущности воспитания как особого социокультурного явления
- знания о социокультурных функциях и механизмах воспитания;
- знания о воспитании как социокультурной деятельности и о субъектах воспитательного воздействия;
- знания о месте социального идеала в системе общественных отношений и его роли в воспитательной политике государства и отношении общества к воспитанию.
Второй уровень - парадигмальные уровни современной социологии, отдельные положения которых могут быть применены в социокультурном подходе к воспитанию:
- современное состояние исследования воспитания в социологии культуры;
- социолого-педагогическая парадигма воспитания;
- генезис изучения воспитания в социологии как социокультурного феномена;
- структурно функциональная парадигма воспитания.
Третий уровень - генетический:
Касаясь терминологической проблемы, можно отметить, что категория «воспитание» является более приемлемой и в целях описания, исследования, анализа. Так, к примеру, замена фразы «необходимо систематическое воспитание уважения к закону» на предложение с применением понятие «ценностное образование» представляется искусственным. [3]
В заключение можно сделать следующие выводы.
Исследуя воспитание, социальная наука имеет дело с таким социальным явлением, которое в отличие, например, от малой социальной группы, не может быть описано как эмпирически фиксируемое в каком-то определенном пространстве явление, как имеющее четкие границы (возрастные, профессиональные и т. д.); оно не институализировано полностью, хотя в то же время имеет институализированные структуры внутри себя (школу, семью, религию). В силу этих особенностей воспитание в социологии продуктивней всего рассматривать в терминах социокультурного подхода.
Основными элементами содержания воспитания как социокультурного феномена являются духовные ценности и социальные нормы.
Воспитание как категория социологии культуры может быть определено следующим образом: это социокультурное явление, сущностью которого является система норм и ценностей, которые передаются от поколения к поколению посредством целенаправленной социализации, в результате которой формируется личность, обладающая определенным набором качеств, востребованных данным обществом.
Содержанием воспитания, рассмотренного в контексте социологии культуры, выступает его ценностно-нормативный потенциал, формы реализации которого зависит от существующей системы общественных отношений.
Литература
1. Головатый Н. Ф. Социология молодежи/Социология. – 2008. - №6
2. Ионин Л. Социология культуры/Новое поколение. – 2010. - №4
3. Филиппов Ф.Р. Социология воспитания/Социологический журнал. – 2009. - №1
Literature
1. Holovaty NF Youth Science / Sociology. - 2008. - № 6
2. Jonas L. Sociology of Culture / The New Generation. - 2010. - №4
3. Filippov, FR Sociology of Education / Journal of Sociology. - 2009. - № 1
|